Виды работы с историческими терминами (понятиями)
Прием «Историческая зарядка». Методика проведения проста: учитель называет термин, а обучающиеся определяют, что он обозначает.
Приём «Зашифрованное слово»
Данный прием предполагает использование «облака слов» (тегов). Несколько определений одного термина (понятия) используются для создания облака слов. Обучающимся необходимо отгадать зашифрованное слово (термин/ понятие). Для его создания используется несколько онлайн-сервисов: WordsCloud, WordCloud.pro, WordArt.com, Wordle.
Ответ: реформа.
Прием «Четвертый лишний». Необходимо исключить одно слово из четырех, самостоятельно определив основание, по которому объединены остальные три, и объяснить, почему оно лишнее.
Например: Екатерина I, Петр II, Николай I, Анна Иоанновна.
Прием «Найди ошибку».
Вариант I: среди предложенных фраз с проверяемыми терминами ученик должен найти неверные, зачеркнуть их, либо маркировать разными цветами.
Вариант II: найди ошибки в терминах, объясни их правильное написание.
Прием «Разбери слово по буквам». Обучающимся необходимо разобрать слово по буквам, составь из него как можно больше слов и объяснить их значение.
Установление иерархии: среди предложенных слов обучающийся должен отобрать указанное учителем число наиболее важных в данной теме, и объяснить свой выбор.
Прием «Группировка». Распределение: дается список понятий, имен, названий, надо распределить их по группам однородных слов.
Варианты:
- не называть группы, а показать образец выполнения задания — написать по одному слову в каждой колонке, чтобы они еще угадали принцип распределения;
- предложить самим ученикам распределить слова по самостоятельно названным колонкам, и не определять количество колонок, а только ограничить разумно (например, не меньше 2 и не более 4 (5)).
Прием «Найди термин». Дается текст (по возможности сюжетный, образный), где изучаемые термины (а иногда и какие-то самые простые, известные слова) написаны не сами по себе, а через свои определения. Ученики должны заменить их терминами, восстановив первоначальный вид текста.
Прием «Продолжи ряд». Написаны два-три слова, обучающийся угадывает принцип (основание), по которому они подобраны, и демонстрирует свое понимание подбором подходящего слова.
Прием «Составь предложение с термином (терминами)». С проверяемым термином надо составить предложение (или – с определенным количеством терминов составить рассказ). Проверяется уместность употребления слова, понимание контекста.
Прием «Составь предложение из данного набора слов».
это, ответственность, а, их, и, действия, последствия, отвечать, обязанность, человека, за, свои, поступки, также
(Ответ: Ответственность – это обязанность человека отвечать за свои поступки и действия, а также их последствия)
Прием «Найди слово»
- КФАТ
- ТОРИЯИС
- НИКИСТОЧ
Прием «Терминологический диктант».
Учитель читает определение понятия. Обучающиеся на отдельных листах бумаги записывают в столбик только номера вопросов и ответы на них. За каждый правильный ответ присваивается один балл. Половинчатый ответ оценивается в 0,5 балла. Общая оценка получается путем суммирования баллов, набранных за выполнение работы. Общее количество баллов: 10 баллов.
Система оценивания:
- 10 баллов – отметка «5»,
- 8-9 баллов – отметка «4»,
- 6-7 баллов – отметка «3»,
- 5 и менее баллов – отметка «2».
Проверка : либо сами обучающиеся проверяют свои ответы, сверяя с образцом, отмечая правильные, либо проводят взаимопроверку.
Прием «Историческая цепочка». Условие: назвать термины по теме. Обучающиеся называют термины, имена исторических деятелей, географические названия по теме. Ошибкой будет считаться термин, который не из изученного материала. Обучающиеся отвечают не вставая, назвав слово, передают эстафету дальше. Те кто не смог назвать слово, затем уже отвечают стоя (им как бы дается право отыграться). Для них проводится мини-цепочка с заданием: назвать слова — имена собственные.
Составление кроссворда. Самый простой вид кроссворда: одно слово по вертикали, остальные – по горизонтали отходят от него параллельно друг другу.
Инструкция: кроссворд составить в рукописном варианте или пользуясь одним из программных средств: Microsoft Word, Microsoft Excel. Работа должна быть представлена на бумаге формата А4 в печатном (компьютерном) или рукописном варианте. Выполненную работу сдать к указанному сроку (до 11.05.2020 г.).
Объем работы: 2 листа; 1 лист – сетка кроссворда (без ответов) и вопросы к нему (по вертикали (сверху вниз) и горизонтали (слева направо)); 2 лист – сетка кроссворда (с ответами). На каждом листе должна быть фамилия автора, а также название данного кроссворда, нумерация страниц – снизу, справа;
Требования к кроссворду:
- При составлении кроссворда каждому слову даётся текстовое определение, в описательной или вопросительной форме указывающее некое слово, являющееся ответом.
- Слова-ответы должны быть существительными (собственными или нарицательными) в именительном падеже и единственном числе.
- Не допускаются аббревиатуры, сокращения.
- Не допускается наличие «плашек» (незаполненных клеток) в сетке кроссворда.
- Для привязки ответов к определениям в кроссворде последовательно нумеруются ячейки, содержащие первые буквы ответов. Нумерация идет по правилам чтения: слева направо и сверху вниз. Слова, идущие из одной клетки в разных направлениях, нумеруются одной цифрой. В списке определений уточняется направление каждого слова (чаще всего определения сгруппированы по направлениям: «по горизонтали» и «по вертикали».
- Рисунок кроссворда должен быть четким.
- Кроссворд на странице должен быть наглядно оформлен и правильно расположен.
Требования к оформлению:
Составление кроссворда — наоборот. Цель такой работы: составить вопросы к написанным терминам.
Составление чайнворда (последняя буква первого слова есть первая буква второго); ученики могут соревноваться, у кого получится длиннее цепочка или занятнее фигура, которую сделали из этой цепочки.
Тема «Древний Египет»
Прием «Услышишь – хлопни». Учитель произносит ряд исторических понятий (история, Геродот, архив, музей, библиотека, источник, хронология, век, тысячелетие, дата, карта, план, археология, археолог, раскопки), а обучающиеся, услышав слово по теме (дежурный звук), хлопают в ладоши.
Игра «Ступеньки». Правила игры простые: вспомните слова по пройденной теме (разделу)и запишите их так: первое слово – самое маленькое, но в каждом следующем слове должно быть на одну букву больше, чем в предыдущем.
- _____________
- _________________
- ______________________
Прием «Портрет». По ходу рассказа учителя записать слова, которые могут охарактеризовать историческую личность. Учитель выделяет опорные слова голосом, интонацией.
Подчеркни (выбери) слова, относящиеся только к ……истории Древнего Рима.
Государство, плебеи, патриции, демос, ветеран, оратор, термы, республика, фараон, весталка, восстание, ликтор. Объясни значение этих слов.
Подбери к историческому термину родственные слова (однокоренные). Объясни их значение.
- Монарх (монархия, монархический, монархиня, монаршествовать и т.д.)
- Революция (революционер, революционерка, революционизировать, дореволюционный, революционный, революционно)
Вставь пропущенные буквы в словах. Объясни их значение.
Пл_бей, диктат_р, л_ктор, п_триции, р_спублика, л_гион
Объясни, почему ниже приведенные слова написаны с заглавной буквы?
Тибр, Апеннинский полуостров, Капитолийский холм, Ромул, Рем, Спартак, Октавиан, Помпеи, Катя, Везувий
Прием «Заполни пропуски». Дается текст с пропусками терминов, под ним — список понятий, их надо вставить в нужное место текста (варианты: список избыточный, надо отобрать подходящие слова, или слова даются в именительном падеже, и их при необходимости надо склонять, менять окончание, пр.)
Ведение индивидуального словаря.
Прием «Волшебный квадрат». Кажется, что буквы расположены в нем без всякого смысла. На самом деле, соединяя цветным карандашом буквы по вертикали и горизонтали, вы можете найти названия 34 положительных (хороших) и отрицательных (плохих) качеств человека.
Составление загадок, используя модели, разработанные А.А. Нестеренко.
Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т.е. совершить сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован и способы его расшифровки различны.
По типу логической задачи, характеру умственной операции, необходимой для решения, загадки можно условно разделить на три группы.
К загадкам первого уровня сложности относят:
- загадки, основанные на перечислении признаков предмета, явления;
- загадки с перечислением признаков, в которых зарифмовано слово-отгадка.
Отгадывание таких загадок основано на элементарном анализе (выделении признаков) и синтезе (объединение их в одно целое). Достаточное количество признаков позволяет производить необходимые умственные операции и успешно решать логическую задачу.
Загадки второго уровня сложности включают:
- загадки, в которых характеристика предмета дается кратко, по 1-2 признакам нужно восстановить целостный образ предмета;
- загадки, основанные на отрицании или сопоставлении предметов, на сравнении предметов или явлений.
Чтобы решить подобную логическую задачу, ребенок должен быть знаком с указанным в ней признаком, должен уметь выделить его, связать по ассоциации с другими признаками, не названными в загадке. Это возможно при наличии достаточно полных представлений о предмете, явлении.
Загадками третьего уровня сложности являются метафорические загадки. Отгадывая эти загадки, дети проникают в скрытый смысл метафоры, выделяют сходство, общие черты в предметах и явлениях на первый взгляд далеких друг от друга.
При определении уровня сложности следует учитывать следующие факторы: тип логической задачи и характер умственной операции, которую следует выполнить ребенку при отгадывании загадки; доступность изобразительно-выразительных средств загадки для детей с различными уровнями речевого развития; сложность композиционно-синтаксической структуры загадки (предложение-вопрос, односоставное предложение, использование однородных членов предложения и т.д.)
В практике работы мною используются три основных модели составления загадок.
Сорбонка.
Сорбонка является одним из технологических приемов. Она представляет собой карточку, где с одной стороны записывается термин, а с другой — определение термина. Использование сорбонки позволяет заучивать определения и понятия.
Собронка выглядит как карточка, выполненная на бумажной основе. Для изготовления понадобится плотная бумага — ватман или картон — которая нарезается на прямоугольники примерным размером 10×15 см. Стоит учитывать, что при групповой работе сорбонку должно быть видно всему классу, но при этом очень удобно, если весь комплект помещается в стандартный конверт. Текст можно написать обычным маркером или распечатать на принтере.
В качестве достоинств выделяют:
- концентрацию внимания на определенных элементах программного материала;
- увеличение частоты повторения;
- повышение заинтересованности и раскрепощение памяти, благодаря оригинальному оформлению и увлекательной игровой форме;
- экономию времени на уроке, посвященному проверке пройденного материала;
- формирование умений самоконтроля, самопроверки и взаимоконтроля.
Виды работы с сорбонкой:
Индивидуальная работа, когда обучающийся работает самостоятельно и проверяет сам себя.
Работа в постоянных или сменных парах. Обучающиеся проверяют знания друг друга и оценивают их. Периодически подобную работу можно проводить у доски.
Работа с классом:
- вариант I: у обучающихся на партах лежат одинаковые комплекты карточек, учитель задает вопрос, обучающиеся поднимают карточку с правильным ответом;
- Вариант II: у обучающихся на партах лежат разные комплекты карточек, учитель задает вопрос, обучающийся поднимает ту карточку с правильным ответом, которая есть у него в наличии.
Групповая работа: обучающиеся разбиваются на группы по 4-6 учеников. Преподаватель дает задание, обучающиеся выкладывают карточку с правильным ответом на середину стола. Если все ответы правильные, сорбонки остаются на парте, если кто-то из школьников ошибся, он забирает карточки себе, по их количеству и выставляется итоговый балл.
Прием «Соотнеси термин и его определение».
Прием «Обобщающая таблица» (матрица). Особенно удачно реализуется на компьютере с помощью редактора «Электронные таблицы» Используется для систематизации материала по теме.
Прямой вопрос: В каком году произошло призвание варягов? (Ответ: 3 Б)
Обратный вопрос: Кто изображен в ячейке 2 А? (Ответ: княгиня Ольга)
И так далее…
Терминологическое лото
Вариант I. Проведение опроса осуществляется с помощью «игровых» карточек с номерами вопросов и бочонков. Учитель поочередно вынимает бочонки из мешочка и сообщает номер вопроса. Обучающиеся, у которых на карточке значится выпавший номер, и должны отвечать на поставленный вопрос. Как правило, все вопросы, на которые ученикам необходимо дать утвердительный или отрицательный ответ, начинаются одинаково: «Верно ли, что…».
Примеры вопросов по понятию «сословия»:
- Верно ли, что сословия – это группы людей, которые ничем друг от друга не отличаются?
- Верно ли, что князья и бояре – вотчинники землевладельцы?
Вариант II. В основе – узнавание термина по определению понятия.
Необходимо составить пронумерованный перечень понятий (терминов) по изучаемой теме (около 25); подготовить игровые карточки (по вариантам, в каждой по 7–8 терминов); 7 подготовить «ключ» с последовательностью номеров ответов по каждому варианту; подготовить вариант объяснение правил игры для членов группы.
Оборудование: пронумерованный список определений понятий, карточки (по вариантам) с перечнем «в столбик» терминов по количеству участников игры, «ключ» для проверки правильности ответов.
Правила игры: Ведущий дважды называет номер и зачитывает определение понятия. Каждый участник ищет в своей карточке удовлетворяющий ему термин, напротив термина ставится соответствующий определению номер. В конце игры в каждой карточке должна появиться определенная последовательность (колонка) номеров, которая далее проверяется.
Задание: раздайте игровые карточки; объясните правила игры; проведите игру; проверьте результаты, называя последовательность терминов сверху вниз в каждом из вариантов.
Прием «Алфавит». Оборудование: индивидуальные бланки с буквами алфавита для записи ассоциаций, связанных с изучаемым понятием. Задание: записать свои ассоциации, возникающие в связи с предложенным понятием, по буквам алфавита (на одну букву может быть несколько ассоциаций, на другие буквы – ни одной, ассоциации могут быть отдельными словами и словосочетаниями); выделить 3 наиболее важные характеристики (существенные признаки понятия); сформулировать определение понятия; представить результаты индивидуальной работы группе. Примеры понятий: педагогическая технология, образование, модель деятельности специалиста и др.
Таблица с буквами алфавита («Sequential Roundtable Alphabet», Ricci & Wahlgren, 1998).
Для ассоциаций может быть использована таблица с буквами алфавита («Sequential Roundtable Alphabet», Ricci & Wahlgren, 1998). Предлагая формат таблицы с буквами алфавита, учитель поощряет учеников найти ассоциации, связанные с новой темой или ключевым понятием, которые начинались бы на разные буквы, заполнив при этом максимально возможное число квадратов.
Таблица
Прием «Составление синквейна». Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. В синквейне человек высказывает свое отношение к проблеме. Дидактический синквейн складывается из следующих строк:
- первая строка – одно существительное или местоимение, выражающее главную тему синквейна;
- вторая строка – два прилагательных или причастия, описывающие признаки и свойства выбранной темы;
- третья строка – три глагола или деепричастия, описывающие действия в рамках темы;
- четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к описываемому предмету;
- пятая строка – одно слово-резюме, описывающее суть предмета.
Прием «Опорные слова». Выделение основных слов, которые помогут запомнить определение.
Например:
Сословия – группа людей, которая имеет свои права и обязанности, при этом их привилегии устанавливаются законом, а принадлежность к сословию наследуется.
- группа
- права
- привилегии
- обязанности
- закон
- по наследству
Прием «Составление тезауруса по теме». Тезаурус – упорядоченное множество базовых и периферийных понятий в форме алфавитного или тематического словаря с определением понятий или без него. Составление тезаурусов может быть самостоятельным заданием, а также необходимо при выполнении реферативных, курсовых и дипломных работ.
Прием «Азбука». Обучающимся по одному, парами, группами предлагается составить список, состоящий из слов, начинающихся с указанной буквы и тесно связанных с темой урока. Дается время, допустим, 10 минут. Обучающиеся выполняют задание. Затем результаты сравниваются. Побеждает команда, составившая самый длинный список, слова которого строго соответствуют заданию. Лучшие списки зачитываются вслух. Другие группы дополняют свои записи теми словами, о которые они забыли.
Прием «Пантомимическое представление понятия». Задание: разделитесь на микрогруппы; в микрогруппах выберите 2 понятия (исторические, обществоведческие, экономические, экологические и т. д.), придумайте такой вариант их пантомимического представления, чтобы понятия были «узнаваемы»; покажите другим микрогруппам ваши пантомимы для определения понятий.
Прием «Заполнение таблиц». Заполняя таблицу, обучающиеся должны использовать не только слова, но и картинки, которые, по их мнению, ассоциируются с понятием.