Вид документа
|
Пример
|
Типичные вопросы и
задания
|
Документы
государственного
характера (грамоты,
указы, законы, речи
государственных
деятелей и вождей,
протоколы
государственных
мероприятий, т.д.)
|
Законы Хаммурапи,
Хартия вольностей
|
- Когда, где и почему
появился этот документ?
Опишите исторические
условия его создания.
- Кто автор документа и
что вам известно о жизни и
деятельности этого
человека?
- Объясните основные
(новые) понятия, которые
употребляются в тексте.
- Интересы каких слоев
(групп), отражает этот
документ?
- К каким результатам
привело принятие документа?
Оцените его значение.
- Придумайте историю,
раскрывающую действие
этого документа.
|
Документы
международного
характера (договоры,
соглашения, деловая
переписка
государственных
деятелей)
|
Договор Египта с
Хеттским царством,
договор Руси с
Византией, переписка
Ивана Грозного
|
- Покажите на карте
(атласе), где был написан
документ.
- Охарактеризуйте
исторические условия его
создания.
- Назовите основные
положения документа. В чем
выгодность или неудобство
для стран, подписавших его.
- Какие изменения
(экономические,
политические, социальные)
произошли?
- Дайте оценку этому
документу.
- Подумайте, при каких
обстоятельствах подобный
документ мог быть составлен
с другим раскладом сил.
|
Документы, связанные
с политической
борьбой (программы,
воззвания, речи
политиков,
прокламации,
декларации)
|
Программа партии
большевиков,
«Русская правда»
|
- Кто автор документа и
каковы его политические
взгляды?
- К чему призывает и что
осуждает автор документа?
- Интересы какого слоя
населения выражает?
- Как политические
призывы автора соотносятся
с его положением в обществе
и истинными интересами?
- Дайте оценку документу.
- Каковы последствия
вступления этого документа в
силу?
|
Документы
исторического
характера (хроники,
летописи, анналы,
исторические
сочинения)
|
Повесть временных
лет, Норманнская
хроника при битве
при Хуатье
|
- Какие истинные факты
излагаются в документе?
- Покажите на карте
место, где происходили
данные события.
- Определите время,
когда происходило событие.
- Как автор объясняет
причины, излагает ход,
определяет значение
событий?
- По документу
определите отношение
автора к излагаемым
событиям.
- В чем мнение автора
совпадает с современными
взглядами, а в чем
отличается?
- В чем схожесть
концепций?
- Определите значимость
этого документа, соотнесите
с аналогичным этого или
другого периода.
|
Документы личного
характера (дневники,
мемуары, письма,
свидетельства
очевидцев)
|
Последнее письмо
В.И. Ленина съезду,
дневники К. Маркса и
Ф. Энгельса
|
- Кто автор Документа,
какого его социальное
положение (должность,
занятие, звание)?
- Что увидел автор, как он
отнесся к происходящему?
Подтвердите свой ответ
выдержками из текста
документа.
- Чем вы объясните
именно такое отношение к
событиям или участникам?
- Разделяете ли вы
мнение автора. Почему?
|
Документы
литературного
характера (проза,
поэзия, драма, басни,
мифы, эпосы, песни,
сатира, крылатые
выражения)
|
Мифы Древней
Греции, Илиада и
Одиссея
|
- Покажите на карте место,
где происходит действие
этого литературного
источника.
- По характерным деталям
быта, одежды, поведения
людей определите время
написания.
- Какие образы
исторических героев создает
автор?
- Как автор объясняет
поступки своих героев?
Согласны ли вы с его
аргументами?
- К какому общественному
слою или группе принадлежит
автор?
- В каких других
произведениях встречается
тот же сюжет? Чем
объясняется эта
распространенность?
|