Рабочий материал ориентирован на использование учебника Л.Н. Боголюбова, Н.Ф. Виноградовой, Н.И. Горецкой и др. Обществознание. 8 класс учебн. для общеобр. учреждений – Просвещение, 2013.


 Урок. «Мораль»

Тип урока: комбинированный урок.

Цели:

  • формирование понятий «мораль», «ценность», «нормы морали», «нормы права», «добро», «зло»;
  • формирование умения работать с текстом, анализировать, давать оценку прочитанному, высказывать своё мнение;
  • воспитывать чувство доброго и ответственного отношения к людям, уважения к правам других людей;
  • коррекция мышления на основе аналитико-синтетической деятельности.

Оборудование: учебник, презентация, индивидуальные наборы карточек и иллюстративный материал.

Основные понятия: мораль, ценность, нормы морали, нормы права, добро, зло.

Ход урока

I. Организационный момент.

  • На уроке слушайте, думайте, говорите внятно, отвечайте грамотно.

Речевая и фонетическая разминка (работа за экраном).

  • Какой сейчас урок?
  • Какой сейчас год?
  • Какой сейчас век?
  • Какая сегодня дата?
  • Как называется наше государство?
  • Назови столицу российской Федерации.
  • Кто является главой Российской Федерации?
  • Назови президента Российской Федерации.
  • В каком городе ты живёшь?
  • В какой области ты живёшь?

Задание. Правильно назови слова, расставляя ударение.

Общество, человечество, сфера жизни общества, культура, человек культурный.

 II. Повторение изученного ранее.

  • Какую тему мы изучали на прошлом уроке?
  • Какие сферы жизни общества Вы знаете?

Задание 1. Установите соответствие.

Задание 3. Определите термин.

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Определите тему урока, разгадав ребус.

— Тема урока «Мораль».

Что такое мораль?

— Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить, каковы цели нашего урока.

Цели:

  • узнать, что такое «мораль»,
  • узнать, что такое человеческие ценности,
  • узнать, какие существуют нормы морали,
  • узнать что такое «добро» и что такое «зло».

ПЛАН:

  1. Мораль.
  2. Человеческие ценности.
  3. Нормы морали.
  4. Добро и зло.

 IV. Изучение нового материала

  1. Мораль.

Задание 1. Оцените поведение мальчика. Синим цветом подчеркните, что хорошего сделал мальчик. Красным цветом подчеркните, что плохого сделал мальчик. После чего заполните таблицу, подсчитав количество хороших и плохих дел.

Мама разбудила Толика в 9 часов утра и попросила сходить в магазин. Он пролежал в постели, уставившись в телевизор, до 11 часов. Не выполнил просьбу мамы.

После завтрака, прихватив пару яблок, вышел погулять с собакой. Тут же пнул ее ногой (лаяла от радости).

Мама просила быть дома в 13 часов – к обеду. Встретил одноклассника. Тот напомнил, что по математике задали трудную задачку. Во время разговора Толик начал грызть второе яблоко.  Вернулся домой в 14 часов. После обеда мама сказала, что пора делать уроки. “А нам не задали”, – сказал Толик. Обманул маму.

В 16 часов он пошел в парк играть в футбол. Мяч застрял на дереве. Толик выломал из куста длинную ветку и сбил мяч. Возвращаясь домой, увидел на земле кошелек. Озабоченная женщина, глядя в землю, ходила рядом. Толик незаметно поднял кошелек и побежал покупать мороженое.

У перехода через улицу стояла слабовидящая старушка. Толик рванулся через улицу мимо старушки прямо к магазину.

Слайд 8.

— Мы оцениваем поведения людей: хорошо, плохо, справедливо, несправедливо.

 Слайды 9-10.

МОРАЛЬ – это духовные правила, которые определяют поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с точки зрения добра и зла, справедливости и несправедливости.

 МОРАЛЬ – это духовные правила, которые определяют поведение человека.

(Запись определения в тетрадь)

  1. Человеческие ценности.

Слайд 12.

ЦЕННОСТЬ —  это значимость объектов окружающего мира для человека.

(Запись определения  и схемы в тетрадь)

Слайд 13.

Задание 1. Определим проявления материальных  и духовных ценностей.

Задание 2. Важнейшая ценность для любого человека – это жизнь. Но порой люди ею рискуют. Прочитайте тексты и определите, во имя каких ценностей люди рисковали жизнью.

Задание. Обведите положения, которые являются ценными (важными) для Вас.

  1. Нормы морали.

Нормы морали — правила, одобряемые большинством людей; образцы поведения, признанные в обществе обязательными.

Моральная ответственность — ответствен­ность за нарушение моральных норм (осуждение).

Нормы права — установленные государством правила  поведения людей, обязательные для исполнения.

Нормы права государство в письменном виде закрепляет в законах.

Несоблюдение норм права — правонарушение — приводит к правовой (юридической) ответствен­ности.

(Запись определений  в тетрадь)

Проверка правильности выполнения задания Слайды 16-18.

Задание. Прочитайте материал учебника на стр. 40 и выпишите главные моральные нормы.

  1. _________________________________________________________,
  2. _________________________________________________________,
  3. _________________________________________________________,
  4. _________________________________________________________,
  5. _________________________________________________________.

 МЫ ПОЛУЧАЕМ  ОТВЕТ НА ВОПРОС: ЗАЧЕМ НУЖНА МОРАЛЬ.

ЧТОБЫ НАУЧИТЬ НАС, КАК ОТНОСИТЬСЯ  К ЛЮДЯМ…

  1. Добро и зло.

Задание 2. Прочитайте материал учебника на стр. 40-43 и выпишите положительные и отрицательные качества человека.

Добро и зло.

Задание 2. Прочитайте материал учебника на стр. 40-43 и выпишите положительные и отрицательные качества человека.

V. Закрепление. Обобщение.

Работа со словарём.

Мораль, ценность, нормы морали, нормы права, добро, зло.

Фронтальный опрос.

  1. Что такое «мораль»?
  2. Что такое «ценность»?
  3. Какие ценности Вы знаете?
  4. Что такое «нормы морали»?
  5. Чем «нормы морали» отличаются от «норм права»?
  6. Главные моральные нормы – это ….?

Задание. Ходом шахматного коня, начиная со значка *, прочи­тайте высказывание американского философа Д. Дьюи (1859—1952). Выскажите своё мнение.

Задание. Здесь зашифрованы слова римского государственного деятеля и философа Марка Аврелия (121—180). Начиная с буквы «Н» в центре лабиринта, соедините все буквы одной линией, ни разу не пересекая ее. Как вы считаете, что имен­но имел в виду Марк Аврелий?

Задание. Перед вами набор слов, расположенных по алфавиту. Нужно поставить слова в таком порядке, чтобы прочитать высказывание американского философа и общественного деятеля Т. Джефферсона (1743—1826).

 V. Итог урока.

  1. Рефлексия. .
  2. Оценивание работы учащихся. Выставление отметок.
  3.  Домашнее задание. Выучить записи в тетради

Скачать конспект урока можно здесь.

Скачать презентацию к уроку можно здесь.