Тема «Рабство в Древнем Риме».

Тип урока: комбинированный урок.

Цель:
— сформировать представление о важнейших особенностях рабовладения в Риме, познакомить с источниками рабства, раскрыть картину тяжелейшего положения римских рабов и показать всю глубину безнравственности и аморальности рабства, как социального явления, приведшее в будущем к падению Римской империи;
— развивать умение самостоятельной работы с учебником и умения предъявлять результаты учебной деятельности;
— осуществлять нравственное и духовное воспитание учащихся, формировать у них чувства сострадания к человеку, лишённого собственного достоинства и стойкое неприятия рабства, как грубейшего нарушение прав человека, через влияние на эмоциональную сферу ребёнка;
— коррекция мышления внимания на основе упражнений в узнавании и различениии объектов.
Оборудование: Михайловский Ф.А. «История древнего мира»: Учебник для 5 класса основной школы. 7-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», презентация, набор карточек и иллюстраций.
Основные понятия: раб, рабовладелец, рабство, гладиатор, амфитеатр.

Ход урока:

I. Орг. Момент.
Садятся …(девочки/ мальчики)
ПЛАН:
— Будем называть слова.
— Будем выполнять задание.
— Будем работать с учебником.
— Будем отвечать на вопросы.

Речевая разминка.

— Какой сейчас урок?
— Какое сейчас время года?
— Какой сегодня день недели?
— Какой сейчас месяц?
— Какой сейчас год?
— Какой сегодня дата?
— Какой сейчас век?
— Какой период истории мы изучаем?
— В каком периоде истории мы живём?
— Как называется наше государство?
— Историю каких государств мы изучали?

II. Повторение.

Задание «Назови слово». Назовите понятия правильно расставляя ударения:
Древний Рим, римляне. Карфаген, карфагеняне, Пуническая война, Ганнибал, захватнический

Фронтальный опрос.

Как называются войны между Римом и Карфагеном?
Сколько всего было войн между Римом и Карфагеном?
Какая война длилась 23 года?
Какая война длилась 16 лет?
Какая война длилась 3 года?

Задание «Обобщающая таблица» (матрица). Переставьте буквы так, чтобы получились слова. В каждом столбике есть лишнее слово.

Прямые вопросы:
Когда была первая Пуническая война?
Когда была вторая Пуническая война?
Когда была третья Пуническая война?

Самопроверка:

Обратный вопрос:
Что изображено в ячейке 2А?
Что изображено в ячейке 3Б?
Что изображено в ячейке 1В?

Самопроверка:

И так далее…

ФИЗМИНУТКА

III. Изучение нового материала.

Подготовка к восприятию темы
— Какую тему мы будем сегодня изучать?
— Решите ребус. (Рабство).
СЛАЙД 1

СЛАЙД 2.
Запись темы на доске «Рабство в Древнем Риме».

— Какую тему мы будем изучать сегодня?

Цель: узнать особенности рабства в Древнем Риме.

План:
1. Рабство.
2. Источники рабства.
3. Положение римских рабов.
4. Гладиаторы Рима.

1. Рабство. СЛАЙДы 3-5

— Кто такой раб?
Раб — это зависимый человек. (Запись в тетрадь)
Рабовладелец — это хозяин раба. (Запись в тетрадь)
Рабство — это когда один человек, является собственностью другого. (Запись в тетрадь)

— Что такое рабство?

2. Источники рабства. СЛАЙДы 6-7

Рабов в Риме было очень много. Даже бедные люди могли иметь рабов.

Как люди становились рабами?

3. Положение римских рабов. СЛАЙДы 8-15.

Работа с учебником по вопросам учителя.
Задание. Прочитайте материал учебника на с. 241 — 242, п. «Рабство в Риме» и ответьте на вопросы.
1. Как питались рабы?
2. Какой была одежда у рабов?
3. Как обращались с рабами?
4. Как проходила торговля рабами?
5. Мог ли раб получить свободу?

Каким было положение рабов? (Положение рабов было тяжёлым). (Запись в тетрадь)

4. Гладиаторы. СЛАЙДы 16-21

Рассказ учителя.
Труд рабов использовался очень широко: в сельском хозяйстве, на тяжелых работах, в качестве домашней прислуги и в гладиаторских боях.
ГЛАДИАТОР — это раб, который участвовал в смертельных боях. (Запись в тетрадь) Гладиаторы сражались между собой или с животными на забаву публике на специальных аренах.
АМФИТЕАТР — специальное сооружение для гладиаторских боёв. (Запись в тетрадь)Поединки гладиаторов, как правило, до смертельного исхода, являлись средством увеселения публики.
О том, что состоятся поединки гладиаторов, публику извещали за несколько дней. В сообщениях указывалось имя устроителя, число пар гладиаторов и их вооружение. Бой начинался с показательного поединка тупыми мечами, чтобы гладиаторы могли разогреться. Труба подавала сигнал к настоящему сражению, как правило, со смертельным исходом. Более двух гладиаторов одновременно выставляли нечасто. Зрители предпочитали поединки. В большинстве случаев бойцы сражались в одинаковом вооружении, но не меньшей популярностью пользовались поединки с тяжеловооруженным соперником. Гладиатора, из трусости уклонявшегося от боя, выгоняли на арену бичами и раскаленным железом. Обычно сражение завершалось нанесением смертельного удара, но раненный гладиатор мог просить о пощаде, поднимая указательный и средний палец вверх, таким образом прося публику решить его участь.
В зависимости от мнения толпы, победитель должен был добить лежащего или оставить его в живых. Толпа «голосовала» при помощи жестов. Если гладиатор смог впечатлить публику своей воинской удалью, его могли помиловать. Но сохранять жизнь каждого гладиатора для них было позорно, так как их могли посчитать скупыми.
«Поднятый палец» означал «Жизнь», а опущенный — «Смерть» (в таком виде жесты используются сейчас для одобрения и осуждения).
— Кто такой гладиатор?
— Что такое амфитеатр?

III. Закрепление.

— Какую тему мы изучали сегодня на уроке?
Задание 1. Назови слова, правильно расставляя ударение.
Раб, рабовладелец, рабство, гладиатор, амфитеатр.

Задание 2. «Верю не верю»

1) Раб – это свободный человек.
1) Раб – это свободный человек.
2) Рабовладелец – это хозяин раба.
3) Рабство – это когда один человек, является собственностью другого.
4) Амфитеатр – это театр, в котором показывались комедии и трагедии.
5) Главные источники рабства в Древнем Риме:
— захват пленников в войнах,
— пиратство
— неуплата налогов,
— дети рабов становились рабами.
6) Гладиатор – это переселенец, который участвовал в смертельных боях.
7). Рабство подходит для современного общества.

Задание 3. «Древо познания». Учащимся необходимо составить по 4 вопроса. Лучшие вопросы вывешиваются на Древо познания на следующем уроке.

Кто…………………………?
Что…………………………?
Каким…………………………?

IV. Обобщение.

V. Итог урока.

1. Рефлексия. Учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана.
СЛАЙД 22
1. На уроке я работал(а)

2. Сегодня я узнал(а) ……………………
3. Я выполнял(а) задания ……………………
4. Материал урока мне был: понятен / не понятен

2. Оценивание работы учащихся. Выставление отметок.

3. Домашнее задание. Выучить записи в тетради


Скачать конспект урока можно здесь.

Скачать презентацию для урока можно здесь.