Материал к уроку ориентирован на использование учебно-методических комплектов:

  1. История. 5 класс: рабочая программа по учебникам А. Н. Майкова, Ф. А. Михайловского. Авторы-составители: Гашук Е.А. Издательство: Учитель, 2013
  2. Майков А. Н. История: введение в историю: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М: Вентана – Граф, 2013.

    Тема «Моя родословная»

Тип урока: урок изучения нового.

Цель:формирование умения составлять родословную своей семьи.

Оборудование:  учебник: Майков А. Н. История: Введение в историю: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М: Вентана – Граф, 2013., с. 90-97; набор иллюстраций, кроссворд.

Основные понятия: Родина, Отчизна, Отечество, родо­словная, фамилия, имя, отчество. 

Ход урока:

I. Орг. момент

II. Историческая разминка

IIIИзучение нового материала

  • Как называется наша Родина? (Наша Родина – Россия)
  • Что такое Родина?

Существует два понятия родины: большая Родина – это родная страна, и  малая родина – там, где человек родился, пошёл в школу, где его друзья.

Большая Родина – это родная страна.

Учитель вместе с учениками обращается к карте современной Рос­сии. Учащиеся делают вывод о том, что Россия — очень большая страна, омывается тёплыми и холодными морями и океанами, в ней разные климатические зоны, большое количество городов и сёл. Россия грани­чит с различными государствами. Вместе с учениками показывают гра­ницу России и называют государства, моря, по которым она проходит.

Малая родина – это наш родной город, край, где мы родились, выросли.

Родина начинается с дома.

Чтобы узнать тему нашего урока, нужно отгадать кроссворд.

Родословная.

На прошлом уроке уже говорили о том, что с древних времён летописцы в летописях описывали события, которые происходили, как жили наши предки, иначе говоря они писали историю нашей Родины. Но не только о крупных событиях  рассказывали летописцы, но и об истории семьи русских князей.

В летописи «Повесть временных лет» рассказывается о князе Рюрике и его сыне Игоре, о князе Олеге, княгине Ольге, о семье князя Ярослава Мудрого и т.д. Но не только княжеские семьи имели свою историю, её имеет любая семья. Иначе она называется родословной.

Родословная – это история семьи

Перечислите членов вашей семьи (перечисление учащихся)

  • Мама
  • Папа
  • Брат
  • Сестра

— Все эти члены семьи связаны родственными отношениями, т.е. являются родственниками. И называются они близкие родственники. К близким родственникам относятся также бабушка и дедушка (Записать на доске и в тетради).

— Есть ещё понятие дальние родственники. Кто же относится к дальним родственникам?

  • Дяди
  • Тёти
  • Двоюродные братья, сёстры.
  • Прабабушки
  • Прадедушки.

Хорошо, молодцы! А сейчас для того, чтобы узнать о ваших родственниках поближе поиграем в игру “Встаньте все те, кто…”

  • У кого есть старший брат.
  • У кого есть младшая сестра.
  • У кого бабушка и дедушка живут здесь в городе.
  • У кого бабушка и дедушка живут здесь в деревне.
  • У кого есть сын или дочь.

— Ну, вот я про вас немного больше узнала. А вы вспомнили своих близких и дальних родственников.

Родословная включала в себя общих предков семьи, начиная с тех, кто жил много лет назад, и заканчивая современными днями, включая многочисленных детей, внуков, правнуков. Каждый член семьи имел фамилию, имя, отче­ство.

Как на Руси возникали имена и фамилии?

Имя – личное название человека, которое ему дают при рождении.

Ребята, как вы думаете, сколько всего в мире имён? (предположения детей).

Человек начал использовать имена около 7 тысяч лет назад.

Наши предки – жители Древней Руси носили имена – клички, взятые от названий животных, растений, вещей. Сплошь и рядом тогда встречались люди с именами: Волк, Лось, Щука, Калина, Горшок.

Имена связывались с событиями из жизни людей. Родился в семье сын – первенец – называли его Первуша, третий сын – Третьяк. Если родилась девочка весной, давали ей имя Веснянка, если мальчик родился зимой, в морозы – называли Морозом или Шубой.

Некоторые имена указывали на занятия людей: Бондарь, кузнец, Пасечник, Ткач.

Затем стали появляться имена, указывающие на приметы или особенности характера человека: Кривой, Добрыня, Скоморох, Дьяк, Прыгунок, Прокислый.

Самыми необычными были имена, которые давали, чтобы оградить ребёнка от злых духов. Эти имена не значили, что ребёнок имеет эти качества: они должны были обмануть злого духа, чтобы ребёнок не заболел.

После принятия на Руси христианства имена детям стали давать священники в честь каких-либо святых. Все эти имена имелись в специальных книгах – святцах. Имена могли туда попасть от самых разных народов.

Коль ты родился в день Ефима,

Так назван именем таким.

Если на один день приходилось несколько имён, то из них можно было выбрать то, которое пожелают родители для своего ребёнка.

Но вот уже более ста лет родители свободно выбирают своим детям имена, независимо от календаря.

Фамилия переходит от старших к младшим.
И у каждой современной семьи есть своя история, своя родословная.
Известна ли вам ваша родословная?

Мы только начали составлять историю вашей семьи, дома с помо­щью родителей вы постараетесь продолжить её. А сейчас, имея схему вашей родословной, вам необходимо выполнить несколько заданий.

а) Напишите фамилии, имена и отчества своих родителей, бабушек и дедушек

б) Отметьте на схеме звёздочкой своих родственников, фотографии которых хранятся у вас дома.

 IV. Обобщение.

V. Закрепление нового материала

V. Итог урока.

  1. Рефлексия. Учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.
  1.  Оценивание работы учащихся. Выставление отметок.
  1. Домашнее задание. Выучить определения в тетради.

Скачать Презентацию к уроку можно здесь.