Урок. «Что изучает история».
Тип урока: урок изучения нового.
Цель:
— Ознакомление учащихся с основами исторической науки.
— Изучение необходимой исторической терминологии.
— Воспитание уважения к сохранению знаний и умению их сохранять.
— Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в восприятии.
Оборудование: учебник: Майков А. Н. История: Введение в историю: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М: Вентана – Граф, 2013., с. 90-97; презентация.
Основные понятия: история, прошлое, настоящее, будущее, факт.
Ход урока:
I. Орг. Момент.
— На уроке слушайте, думайте, говорите внятно, отвечайте грамотно.
Речевая разминка.
— Какой сейчас урок?
— Какой сегодня день недели?
— Какой сейчас год?
— Какая сегодня дата?
II. Изучение нового.
1. Работа с понятием «история».
Что такое «история»? (слайд 1)
Работа с предметными картинками (распределить картинки на две группы: прошлое настоящее). На доске понятия: «прошлое», «настоящее» (слайды 2-6)
Работа с линией времени. Разместить понятия «прошлое», «настоящее», «будущее».
История — наука, которая изучает прошлое (слайд 7)
Это наука, которая изучает жизнь и деятельность людей в прошлом. История изучает, как жили различные народы, какие события происходили.
2. Работа с понятием «факт».
Откуда мы можем узнать о прошлом? (слайд 8)
Все то, что произошло в истории, называется – фактом. С латинского языка слово “факт” переводится как — “сделанное”. (слайд 8)
Факт – это то, что действительно произошло, событие. (слайд 9)
Посмотрите на эти фотографии (слайд 10).
У слова “факт” есть еще одно определение – истина, правда . Так как у любого события есть место, где оно произошло, есть дата, когда оно произошло.
3. Работа с учебником
— И, как всегда, нашим надежным помощником и проводником в этом путешествии будет учебник. Давайте ознакомимся с ним.
Вопросы и задания:
1. Как называется учебник?
2. Кто авторы этого учебника?
3. В начале учебника помещено обращение к вам. Давайте озна¬комимся с этим обращением.
4. Рассмотрите Содержание. Назовите параграфы.
5. Какие понятия и термины из оглавления вам знакомы?
III. Обобщение.
IV. Закрепление.
Задание. Правильно назови слова, расставляя ударение.
История, прошлое, настоящее, исторический факт.
Фронтальный опрос:
— Что такое «история»?
— Что такое «факт»?
V. Итог урока.
1. Рефлексия. Учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.
1. На уроке я работал(а)
2. Сегодня я узнал(а) ……………………
3. Я выполнял(а) задания ……………………
4. Материал урока мне был: понятен / не понятен
2. Оценивание работы учащихся. Выставление отметок.
3. Домашнее задание.
а) Выучить определения в тетради.
б) Творческое задание: создайте герб вашей семьи.
Скачать конспект урока можно здесь.
Скачать презентацию для урока можно здесь.