«О ком идет речь?»
Вариант I
Учитель зачитывает поэтические (возможно, и прозаические) описания кого-либо из исторических героев. Участникам игры нужно после каждого описания громко сказать имя героя, о котором шла речь.
Вариант II
Один из участников игры (водящий) уходит за дверь. Все остальные «загадывают» какое-либо историческое лицо. Вызывается водящий, он должен отгадать, кто задуман. Ему разрешается задавать вопросы всем участникам игры. Но ответы на них могут быть только такими: «да», «нет», «отчасти». Чтобы игра происходила более организовано, можно поставить такие условия, чтобы между ответом и новым вопросом могло пройти не более 30 секунд, а также ограничить количество вопросов до 10 (то есть кто за 10 вопросов не отгадал героя, уступает место другому участнику, при этом нужно объявить, какой герой был задуман и «загадать» нового). Задача класса дружно (хором) отвечать на поставленные вопросы, как это было оговорено. Эту игру удобно проводить после «аукциона имен», когда на доске в наличии большой список имен, который дает возможность большего разнообразия и меньшей стереотипизации при выборе героя — как для отгадывающего, так и для тех, кто загадывает. Если водящий спрашивает о каком-нибудь имени (запрещенный вопрос), например: «Это Петр I?», то, если он не прав, он уже не может дальше задавать вопросов. Водящим становится следующий участник.
Выигрывает тот, кто за меньшее количество вопросов сумел отгадать героя. Одному из учеников можно поручить фиксировать количество задаваемых водящими вопросов.
Другой вариант этой игры заключается в следующем. Учитель загадывает исторического героя и записывает его на листке бумаге или на обратной стороне доски, так чтобы никто не видел записи. Учащиеся класса задают ему различные вопросы, чтобы выяснить, кто загадан. Выигрывает тот, кто правильно отгадывает имя исторического героя, после чего этом учитель показывает свою первоначальную запись, давая убедиться, что отгадка верна.
Эта игра позволяет учителю выявить как сквозь увеличительное стекло логические способности учащихся. Игра приучает учащихся мыслить логически, правильно ставить вопросы, сопоставлять ответы, приходить к правильным выводам.