«О ком идет речь?»

Вариант I

Учитель  за­читывает поэтические (возможно, и прозаические) описания кого-либо из исторических героев. Участникам игры нужно после каж­дого описания громко сказать имя героя, о котором шла речь.

Вариант II

Один из участников игры (водящий) уходит за дверь. Все ос­тальные «загадывают» какое-либо историческое лицо. Вызы­вается водящий, он должен отгадать, кто задуман. Ему разре­шается задавать вопросы всем участникам игры. Но ответы на них могут быть только такими: «да», «нет», «отчасти». Чтобы игра происходила более организовано, можно поставить такие условия, чтобы между ответом и новым вопросом могло пройти не более 30 секунд, а также ограничить количество вопросов до 10 (то есть кто за 10 вопросов не отгадал героя, уступает место другому участнику, при этом нужно объявить, какой герой был задуман и «загадать» нового). Задача класса дружно (хором) отвечать на поставленные вопросы, как это было оговорено. Эту игру удобно проводить после «аукциона имен», когда на доске в наличии большой список имен, который дает возможность большего разнообразия и меньшей стереотипизации при выбо­ре героя — как для отгадывающего, так и для тех, кто загадыва­ет. Если водящий спрашивает о каком-нибудь имени (запрещен­ный вопрос), например: «Это Петр I?», то, если он не прав, он уже не может дальше задавать вопросов. Водящим становится следующий участник.

Выигрывает тот, кто за меньшее количество вопросов сумел отгадать героя. Одному из учеников можно поручить фиксиро­вать количество задаваемых водящими вопросов.

Другой вариант этой игры заключается в следующем. Учи­тель загадывает исторического героя и записывает его на лист­ке бумаге или на обратной стороне доски, так чтобы никто не видел записи. Учащиеся класса задают ему различные вопро­сы, чтобы выяснить, кто загадан. Выигрывает тот, кто правиль­но отгадывает имя исторического героя, после чего этом учи­тель показывает свою первоначальную запись, давая убедиться, что отгадка верна.

Эта игра позволяет учителю выявить как сквозь увеличи­тельное стекло логические способности учащихся. Игра приуча­ет учащихся мыслить логически, правильно ставить вопросы, сопоставлять ответы, приходить к правильным выводам.