Игра «Реставрация»
Вариант I
В игре сочетается методический прием конспективного изложения с подготовкой учащихся к умению создавать конспект и работать с ним. Для игры на доске или на карточке пишется краткий конспект с сокращениями (возможно, без точек и с пропусками для общеупотребительных слов). Школьникам необходимо восстановить текст и увеличить его.
Учитель предваряет игру примерно следующим образом: «Представьте себе, что вы — работники архива и, нашли древние листы, местами почерневшие от сырости; чернила во многих местах размылись или выцвели… Вам надо восстановить текст».
Или: «Перед вами зашифрованный текст. Какие-то слова сокращены, некоторые пропущены. Вам нужно из минимального текста сделать максимальный».
Или: «Представьте себе, что вы на экзамене. Вам попался вопрос, которого вы не знаете. Но вот к вам попала спасительная шпаргалка. Ваша задача расшифровать и сделать из короткого несвязного текста ее длинный и связный ».
Игра может проходить по группам или индивидуально.
Вариант II
Необходимо, чтобы учащиеся вспомнили главное из усвоенного материала, обратили бы еще раз внимание на имена собственные, термины, даты, ход событий изучаемой темы.
Для игры учитель выбирает текст по изучаемой теме. Каждое предложение должно начинаться с новой строки и нести самостоятельную смысловую нагрузку.
Необходимо разрезать текст на полоски так, чтобы на каждой из них помещалось одно предложение. Полоски перемешиваются и помещаются в конверт. Это заготовка для игры. На уроке или индивидуальном задании ученику необходимо восстановить текст.
Для удобства проверки учитель может пронумеровать каждое предложение, но не в том порядке как они идут в исходном варианте. Или в уголке каждой полоски написать определенную букву так, чтобы при правильном выполнении задания учеником из этих букв складывалось бы слово или словосочетание (об этой «головоломке» учащийся не предупреждается).
Чтобы восстановить необходимый порядок, учащимся необходимо внимательно изучить смысл каждого предложения. В результате происходит достаточно качественное усвоение информации.