«Чистая доска»
Для организации игры перед объяснением нового материала учитель в разных концах школьной доски, в произвольном порядке, записывает вопросы (для удобства игры их необходимо пронумеровать), которые могут быть выражены как в обычной форме, так и рисунком, схемой, фрагментом карты и т. д. Они должны быть построены на материале изучаемой темы. Учитель говорит, что по ходу объяснения нового материала класс будет участвовать в игре «Чистая доска». «Посмотрите на доску, она совсем не чистая, наоборот, вся заполнена разными вопросами. Ответы на них будут содержаться в моем рассказе. Я время от времени буду спрашивать, готовы ли вы ответить на какой-нибудь вопрос. Если вы даете ответ на него, то этот вопрос стирается. Задача в этой игре состоит в том, чтобы к концу урока доска оказалась чистой».
Другой вариант игры может включать небольшие соревнование: какой ряд поможет стереть больше вопросов. В этом случае необходимо отмечать, какой из рядов ответил на тот или иной вопрос.
Третий вариант — когда все ученики письменно в тетради отвечают на вопросы по ходу объяснения учителя. Потом выявляется тот, кто ответил на максимальное количество вопросов («Поднимите руки те, кто ответил на все вопросы», спрашивает учитель. Если таких нет, то задается следующий вопрос: «Кто не ответил всего на один вопрос?» И т. д.) Зачитываются вслух его ответы и стираются вопросы. Выигравший получает оценку. Если остались вопросы без ответа, то отвечают другие ученики. Если и после этого «останутся без ответов некоторые вопросы, то они автоматически становятся для класса домашним заданием.