«Чистая доска»

Для организации игры  перед объяснением нового материала учитель в разных концах школьной доски, в произвольном порядке, записывает вопросы (для удобства игры их необходимо пронумеровать), которые могут быть выражены как в обычной форме, так и рисунком, схемой, фрагментом кар­ты и т. д. Они должны быть построены на материале изучаемой темы. Учитель говорит, что по ходу объяснения нового матери­ала класс будет участвовать в игре «Чистая доска». «Посмотри­те на доску, она совсем не чистая, наоборот, вся заполнена раз­ными вопросами. Ответы на них будут содержаться в моем рассказе. Я время от времени буду спрашивать, готовы ли вы ответить на какой-нибудь вопрос. Если вы даете ответ на него, то этот вопрос стирается. Задача в этой игре состоит в том, что­бы к концу урока доска оказалась чистой».

Другой вариант игры может включать небольшие соревно­вание: какой ряд поможет стереть больше вопросов. В этом слу­чае необходимо отмечать, какой из рядов ответил на тот или иной вопрос.

Третий вариант — когда все ученики письменно в тетради отвечают на вопросы по ходу объяснения учителя. Потом выяв­ляется тот, кто ответил на максимальное количество вопросов («Поднимите руки те, кто ответил на все вопросы», спраши­вает учитель. Если таких нет, то задается следующий вопрос: «Кто не ответил всего на один вопрос?» И т. д.) Зачитываются вслух его ответы и стираются вопросы. Выигравший получает оценку. Если остались вопросы без ответа, то отвечают другие ученики. Если и после этого «останутся без ответов некоторые вопросы, то они автоматически становятся для класса домаш­ним заданием.