Технологии предъявления учебной информации.


Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР)

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) — это совокупность данных в цифровом виде, применимая для использования в учебном процессе. Сюда входят представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.

Цифровые образовательные ресурсы способны обеспечить все компоненты образовательного процесса: получение информации, практические занятия, контроль образовательных достижений; позволяют расширить спектр форм самостоятельной учебной работы; изменить роли преподавателя (с трансляции информации на поддержку и координацию интерактивного учебного процесса) и обучающегося (сделать его активным участником процесса, управляющим ходом своего обучения и ответственным за результат).

«Единое окно доступа к образовательным ресурсам».

Это информационная система, предоставляющая свободный доступ к каталогу образовательных интернет-ресурсов и  полнотекстовой электронной учебно-методической библиотеке для общего и профессионального образования, являющаяся наиболее полной коллекцией русскоязычных ЦОР. Система разрабатывалась в 2005—2008 гг. по заказу Федерального агентства по образованию и объединила самые важные электронные образовательные ресурсы для всех уровней российского образования, находящиеся в открытом доступе.

Система включает:

  • электронную библиотеку;
  • коллекцию Федерального центра информационно-образовательных ресурсов;
  • единую коллекцию цифровых образовательных ресурсов;
  • портал информационной поддержки ЕГЭ;
  • раздел «Библиотеки вузов»;
  • систему новостей.

Электронная библиотека. 

В каталоге электронной библиотеки системы более 30 тыс. материалов: учебники для школьников и студентов вузов, методические пособия для преподавателей, справочные материалы, полезные ссылки, образовательные сайты ВУЗов, школ, музеев и выставок по различным предметным областям, периодические издания, учебные планы, программы, стандарты и т.д. Основу библиотеки составляют учебно-методические материалы, подготовленные специалистами ведущих вузов Российской Федерации и рекомендованные к использованию их методическими советами.

Расширенный поиск в «Каталоге» осуществляется по названию, автору, аннотации, ключевым словам с возможной фильтрацией по тематике, предмету, типу материала, уровню образования и аудитории. Для школ электронная библиотека представляет собой интерес в контексте проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

«ФЦИОР» — Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

Насчитывает более 17 тыс. учебных  информационных, практических и контрольных) модулей. Каждый учебный модуль автономен и представляет собой законченный интерактивный мультимедиапродукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи. Для воспроизведения учебного модуля на компьютере требуется предварительно установить специальный программный продукт — плеер. Ресурсы коллекции охватывают основное общее, среднее (полное), начальное профессиональное, среднее профессиональное и дополнительное образование. Имеются ЦОР, предназначенные для обучающихся с особыми потребностями, связанными с затруднением концентрации внимания, нарушенным восприятием цветов, повышенной утомляемостью, пониженной остротой зрения, сниженным слухом.

Особую ценность ресурсам коллекции придает их интерактивность: в информационных ресурсах (ресурсах с объяснением материала) обучающийся может выбирать произвольный порядок просмотра слайдов, открывать дополнительные вкладки и иллюстративные материалы (например, видеоролики, анимационные модели и т.п.). Большинство информационных ресурсов имеют  звуковое сопровождение.

Как можно использовать ресурсы коллекции? Работа с ресурсами этого типа может быть организована как для индивидуальной работы, так и в ходе интерактивного объяснения материала с мультимедийным проектором (информационные модули, содержащие анимированные схемы, иллюстрирующие динамику процессов и т.п., могут сопровождать объяснение материала учителем в классе, поскольку они нагляднее статичных изображений, которые обычно используются в презентациях педагогов и учебниках). Благодаря четкой структуре, высокой информативности, небольшому объему модулей можно эффективно использовать ресурсы при обобщающем повторении как на уроке, так и в ходе выполнения домашнего задания.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Содержит более 111 тыс. ЦОР практически по всем предметам базисного учебного плана. Представлены наборы цифровых ресурсов к большому количеству учебников, рекомендованных Минобрнауки РФ к использованию в школах России, инновационные учебно-методические разработки, разнообразные тематические и предметные коллекции, а также другие учебные, культурно-просветительские и познавательные материалы.

Работы по созданию Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов удостоены премии Правительства Российской Федерации в области образования. Коллекция сформирована по предметно-тематическому принципу и включает следующие основные разделы: общий каталог, коллекции, инструменты, электронные издания.

Российская электронная школа

«Российская электронная школа» создана в рамках исполнения подпункта «б» пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 2 января 2016 г. № Пр-15ГС с целью обеспечения массового использования дидактических и методических образовательных ресурсов в образовательной деятельности всеми участниками образовательных отношений: обучающимися, родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, педагогическими работниками, организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

«Российская электронная школа» – это интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1 по 11 класс от лучших учителей страны, созданные для того, чтобы у каждого ребёнка была возможность получить бесплатное качественное общее образование. Интерактивные уроки строятся на основе специально разработанных авторских программ, успешно прошедших независимую экспертизу. Эти уроки полностью соответствуют федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) и примерной основной образовательной программе общего образования. Упражнения и проверочные задания в уроках даны по типу экзаменационных тестов и могут быть использованы для подготовки к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ.

В «Российской электронной школе» можно учиться постоянно, а можно заглянуть, чтобы повторить пропущенную тему или разобраться со сложным и непонятым материалом. Это отличная возможность для учителей побывать на «открытых уроках» своих коллег и перенять лучший опыт или подобрать к своим урокам разнообразные дополнительные материалы. 

Коллекция электронных образовательных ресурсов.

Сформирована Национальным фондом подготовки кадров в рамках проекта «Развитие электронных образовательных интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, системы дистанционного общего и профессионального обучения (e-leaming), в том числе для использования людьми с ограниченными возможностями».


Мультимедийные презентации PowerPoint

Мультимедиа (multimedia) — это современная компьютерная информационная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию).

Один из видов мультимедиа – это мультимедийная презентация. Мультимедийная презентацияэто файл, в который собраны материалы выступления, подготовленные в виде компьютерных слайдов. Мультимедийная презентация может быть различной. В своей деятельности я применяю мультимедийные презентации Power Point.

Мультимедийные презентации PowerPoint — это классический вариант мультимедийной презентации, основанной на демонстрации слайд-шоу. Этот вид презентаций отличается простотой использования и легкостью видоизменения содержания, основных параметров и настроек. Формат интерактивных презентаций позволяет интегрировать в презентацию звук, видео файлы, анимацию, интерфейс (систему меню — управления), трехмерные объекты и любые другие элементы.

Основные требования к мультимедийной презентации.

  1. Методические свойства:
  • предъявляемый новый учебный материал должен быть сформулирован максимально кратко и понятно;
  • программа должна иметь справочный режим, содержащий определение всех используемых понятий, объектов и отношений;
  • не следует допускать использование чрезмерно большого количества материала, который может выпасть из умственного кругозора ребенка;
  • речевой материал должен опираться на уже имеющиеся знания детей, увязываться с их интересами и прежним опытом;
  • речевой материал должен легко восприниматься глазом, для этой цели текст (термины, основные понятия) необходимо выделять жирным и достаточно крупным печатным шрифтом;
  • любой материал должен быть подкреплен иллюстрациями, средствами графики, которые желательно размещать на одном листе, так чтобы была достигнута чистая последовательность восприятия того и другого без всяких посредствующих звеньев вроде поворота головы и т. п.
  • надписи необходимо размещать в непосредственной близости от иллюстративного материала;
  • должна обеспечиваться возможность получения информации из любого места программы;
  • темп продвижения, должен определяться самими учащимися.
  1. Качество экранного дизайна

Одна из главных задач при создании программы для обучения – это организация вывода информации таким образом, чтобы в каждый момент времени концентрировать внимание школьника на необходимой информации.

К признакам качественного экранного дизайна можно отнести следующие свойства:

  • легко воспринимаемый с экрана, логично организованный текст;
  • отображение на экране только необходимой информации;
  • использование графической информации для пояснения вербальных утверждений (схем, графиков, диаграмм);
  • мотивированное чередование стилей оформления.

3. Очень важен вопрос цветового решения изображения, так как цветовое восприятие людей очень индивидуально. В целом можно рекомендовать:

  • не злоупотреблять пестротой палитры;
  • не использовать темные цвета для фона;
  • подбирать разные цвета для разных по смыслу окон и одинаковые – для аналогичных;
  • красным цветом выделять только аварийные сообщения;
  • помечать временные сообщения (например, окном с тенью);
  • использовать палитру цветов, поддерживаемую всеми инструментальными средами;
  • оптимальность количества информации на экране.

Использование видеосюжетов, видеофрагментов, видеофайлов, видеофильмов, видеороликов на уроках, как один из видов мультимедиа, позволяют повысить качество усвоения материала.


Электронные издания

Электронные издания электронные документы или же группы электронных документов, которые прошли редакционно-издательскую обработку и предназначены для распространения в неизменном виде, снабжённые также выходными сведениями. (ГОСТ Р 7.0.83-2013 СИБИД. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения).

Учебное электронное издание — электронное издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся определенного возраста и степени обучения.

При предъявления учебной информации можно использовать обучающие учебные электронные издания: учебники, учебные пособия, тексты лекций, конспекты лекций, справочники, энциклопедии, рассматриваемые как основные средства обучения, главный источник научно дисциплинарных знаний.


Электронная почта

Электронная почта (e-mail) обеспечивает взаимодействие в асинхронном (удобном для пользователя) режиме; позволяет вести приватный диалог и делать групповые рассылки (пересылать файлы с учебными материалами, ссылки на материалы в сети Интернет и т.п.). При этом электронная почта будет малоэффективным инструментом для организации полилога (например, открытой коллективной дискуссии), поскольку возможности ее весьма ограничены. К сожалению, среди подростков электронная почта уступает по популярности социальным сетям. Но в профессиональной деятельности — это один из основных способов сетевой коммуникации, поэтому формирование культуры почтовой переписки является одним из аспектов формирования ИКТ-компетентности обучающегося. Последний может направлять по данному каналу задания, инструкции, а обучаемый – задавать вопросы, уточнять задания, получать консультации, посылать отчеты.


Социальные сети

Социальные сети, получившие широкое распространение среди разных групп населения (и, самое главное, среди подростков), сегодня может выступать как платформа для обучения. Учитель имеет возможность использовать уже созданные условия для решения образовательных задач, а также быть там, где находятся его ученики. Что касается образовательного процесса, то, например, сеть  «ВКонтакте» учитель может использовать в разных аспектах: организовывать открытые обсуждения (создавая страницы или группы) с привлечением родителей, экспертов и других социальных партнеров; размещать объявления; публиковать ссылки на ресурсы; загружать файлы разных форматов, которые также будут храниться в Сети, и т.п. Сеть «ВКонтакте» — уникальная площадка для проведения различных сетевых мероприятий: акций, проектов, флэшмобов и т.д. Есть и частные методические приемы (педагогические находки) использования социальных сетей в образовательном процессе. Например, существует такая практика организации исследовательской работы, связанной с изучением конкретной исторической личности в старших классах: обучающийся получает задание создать профиль в социальной сети от имени заданного персонажа и вести ленту от его имени. Задание игровое, но требует от ученика глубокого изучения и понимания психологических особенностей персонажа, чтобы от его имени вести диалог, публиковать материалы и т.п.

Из опыта работы

Дидактическую игру можно организовать на уроке истории в 6 классе.

Игровая ситуация. В Древней Руси живут князья. Каждый из них имеет свой адрес, где он прописан, свой характер, свои привычки и предпочтения. Как и люди, они дружат с кем-то, а к кому-то совершенно безразличны. Одни из них очень активные, другие — пассивные, одни — жадные, другие — щедрые. Различно их поведение, не похожа внешность.

Первый этап. Задания выполняются индивидуально или микрогруппой. 

  • Выберите одного из князей и создайте от его имени профиль «ВКонтакте». В процессе выполнения задания необходимо подобрать для него аватар (аргументируйте свой выбор!); указать годы правления; объяснить, что означает его имя; описать его характер; привести адрес места жительства.
  • Опубликуйте на этой странице интересные факты, вопросы, загадки об этом элементе для одноклассников.
  • Установите контакт с теми «элементами», с которыми он образует прочные соединения, и избегайте тех, с кем соединения не образуются.
  • Познакомьтесь с материалом, созданным другими учениками. Оставьте комментарии на страничках одноклассников.

Второй этап. Время этапа совпадает с временем проведения обобщающего урока. 

  • Составьте генеалогическое древо, которые образует ваш князь со своими «друзьями». Разместите их на ваших страницах. Обсудите
    с одноклассниками правильность их составления.
  • Зайдите на страницы своих одноклассников, проверьте, правильно ли они составили древо. Если с чем-то не согласны, оставьте комментарий или задайте вопрос. В случае сомнения можно проконсультироваться у учителя в приватном диалоге.
  • Найдите информацию о генеалогическое древе, которое вы составили. Добавьте эту информацию на свою страничку.

Третий этап. Подведение итогов. Итоговая конференция.

Проводится на основе материалов, созданных обучающимися, предусматривает защиту работ. Возможно проведение викторины, составленной на основе тех сведений, которые собрали обучающиеся; соревнования и т.п.

Планируемые результаты. В ходе игры обучающиеся повысят свою информационную компетентность, получат опыт находить информацию, отбирать ее, представлять в форме, интересной для одноклассников. Игровая форма будет способствовать формированию познавательного интереса к изучению истории. Не менее важный образовательный результат — сплочение классного коллектива в ходе сетевого взаимодействия.


Skype 

Skype — бесплатное программное обеспечение, принадлежащее компании Microsoft, реализующее текстовую, голосовую и видеосвязь через Интернет между компьютерами (IP-телефония). Среди возможностей сервиса: текстовые сообщения (чат), передача файлов, конференц-звонки (до 25 голосовых абонентов), групповые видеовстречи. При видеозвонках вместо изображения, получаемого с вебкамеры, можно передавать изображение экрана монитора.

Skype для учителя — это, прежде всего, уникальное средство для организации индивидуальной работы с учеником, например, находящимся на домашнем обучении. Сервис можно использовать и для работы с группой обучающихся (консультирование, планирование работы в классе, обсуждения предстоящего мероприятия и др.). Взаимодействие в Skype может быть синхронным (предпочтительный вариант, дающий больше возможностей) и асинхронным (только чат).

Skype значительно расширяет границы общения: обучающиеся могут взять интервью у конкретного человека (например, эксперта в предметной области), прослушать лекцию приглашенного преподавателя (например, из вуза), взаимодействовать со сверстниками
из других регионов и стран и т.п.

Skype [Электронный ресурс]. URL: https://www.skype.com/ru/

Из опыта работы

Игра в формате телемоста.

Тема: «Эпоха Дворцовых переворотов», 10 класс.

Основная идея. Игра проводится между группами обучающихся из разных школ. Основные дидактические цели игры: развитие познавательного интереса; формирование коммуникативной компетентности, навыков оценивания и самооценивания и т.п.

Домашнее задание для команд:

  1. подготовьте творческое представление команды: расскажите о себе, своем классе, школе, городе (если команды из разных городов);
  2. придумайте для команды соперников пять вопросов на тему «Эпоха Дворцовых переворотов — 8 самых важных событий» (вопросы должны касаться конкретных фактов и предполагать однозначный ответ);
  3. создайте презентацию об одном из важных событий (аргументируйте свой выбор);
  4. подберите материал об одном из правителей эпохи Дворцовых переворотов; уточните, в чем заключается их историческое значение.

В назначенное время команды выходят на видеосвязь (в условиях низкой скорости интернет-соединения можно использовать чат и голосовое общение).

Ход игры

Раунд 1. «Расскажи мне о себе» (самопрезентация команд).

Раунд 2. «Дуэль» (разминка). Команды задают друг другу подготовленные вопросы. По итогам раунда выбираются лучшие вопросы и ответы (определяет команда соперника).

Раунд 3. «Ты — мне, я — тебе» (обмен презентациями). Команды пересылают друг другу через Skype свои презентации, изучают их, после чего каждая команда задает вопросы сопернику по материалу своей презентации, чтобы понять, насколько внимательно противоположная команда изучила материал.

Раунд 4. «Кто последний?». Необходимо вспомнить роль каждого правителя для истории России: команды по очереди перечисляют заслуги названного правителя. Выигрывает тот, чья реплика будет последней.

Подведение итогов. Рефлексия. Каждая команда оценивает свои образовательные приращения (что нового узнали, какой опыт получили и т.п.); анализирует результаты участия команды соперников.


Гипертекстовая технология

Гипертекст (от англ, hyper-text — сверхтекст), или гипертекстовая система, — это совокупность разнообразной информации, которая может располагаться не только в разных файлах, но и на разных компьютерах.

Основ­ная черта гипертекста — это возможность переходов по так назы­ваемым гиперссылкам, которые представлены либо в виде специально­ально оформленного текста, либо определенного графического изображения. Одновременно на экране компьютера может быть несколько гиперссылок, и каждая из них определяет свой марш­рут «путешествия».

В гипертекстовой системе со стандартными возможностями пользователь выбирает с помощью манипулятора «мышь» одну из видимых гиперссылок и перемещается по сети узлов, содержимое которых отображается на экране компьютера. Наряду с графикой и текстом узлы могут содержать мультимедиа информацию, вклю­чая звук, видео, анимацию. В этом случае для таких систем ис­пользуется термин «гипермедиа».

Современную гипертекстовую обучающую систему отличает удобная среда обучения, в которой легко находить нужную ин­формацию, возвращаться к уже пройденному материалу и т. п.


Подкастинг

Следующую технологию предъявления учебной информации можно выразить словами: «Если нет времени читать — можно слушать». Речь идет о прогрессивном и крайне удобном способе получения новых знаний студентами, не требующий при этом каких-либо серьезных затрат, и это подкастинг.

Подкастинг[1] (англ, podcasting, от iPod (торговая марка mp3-плееров компании Apple) и broadcasting — повсеместное вещание, широковещание) — создание и распространение оригинальных звуковых, реже видеофайлов (подкастов) в стиле радио- и телепередач в сети Интернет. Термин «подкастинг» в 2004 г. был включен в Оксфордский словарь (New Oxford American Dictionary), в 2005 г. получил награду как слово года. Концепция подкастинга основана на общеизвестном факте: современный человек много времени находится в пути, отсюда идея записывать аудиофайлы в память mp3-плеера для прослушивания в дороге.

Одним из популярных сервисов для создания подкастов является сервис PodFM (http://podfm.ru), который позволяет зарегистрированным пользователям создавать подкасты, размещать их в сети Интернет, встраивать на сайты, добавлять к аудиозаписи графические
образы (слайды).

Подкасты делаются на определённую тему и, как правило, имеют периодичность издания, например, раз в неделю:

  1. «Подкаст «Виват, история!»  Самые яркие страницы истории отечественной и не только, судьбы людей и империй, дворцовые интриги и великие хартии, все это в программе петербургского историка Сергея Виватенко (324 выпуска). Вопросы задает Александра Ромашова.
    Архив программ: https://vivat.podster.fm
    Слушаем на iPHONE https://goo.gl/ttGBzo
    Слушаем на ANDROID https://goo.gl/kMuwdz…. 
  2. Подкаст «Виват история». Радио Говорит Москва. Какой видится история России и мира с берегов Невы? Узнайте об этом из цикла авторских программ петербургского историка Сергея Виватенко «Виват история». Самые яркие и самые загадочные страницы прошлого, судьбы людей и империй, великие достижения и потрясения от древних времен до современности. Программа предназначена для лиц старше 16 лет.
  3.  Подкаст «Хочу все знать (ХВЗ). История». Радио Маяк. 63 эпизода
  4.  Подкаст «Короче, история».
 [1] Подкастинг — синтез интернет и радио [Электронный ресурс]. URL: http://www.ixbt.com/td/podcasting.shtml (дата обращения: 16.07.2016). 

Технологии контроля знаний.


Создание интерактивного теста средствами MS Office PowerPoint

Мультимедийные презентации PowerPoint представляют собой последовательность слайдов (электронных страниц), содержащих мультимедийные объекты (звук, текст, речь, графику, видео). Переход между слайдами осуществляется с помощью управляющих объектов или гиперссылок. Такого рода задания позволят также подготовить обучающихся в дальнейшей самостоятельной работе с гиперссылками в сети Internet.

Тест предполагает систему вопросов с выбором одного варианта ответа. При правильном ответе есть возможность перейти к следующему слайду. При неверном ответе получить сообщение «Неверно, попробуйте еще раз!» или «Ошибка! Вернись назад». Использование мультимедийных презентаций PowerPoint на этапе контроля позволяет:

  • использовать в одном в тесте неограниченное количество вопросов,
  • программа поддерживает два типа ответа «верно/ неверно»,
  • позволяет включать в вопросы музыку, звук, изображения и видеоролики;
  • программа мгновенно реагирует на действия школьника: одобряя (верные ответы) и требует предельного внимания (неверный ответ), что исключает возможность непроизвольного запоминания ошибочного результата.

Тест по теме «Реформация в западной Европе»


Возможно применение готовых шаблонов-презентаций, созданных в программе Microsoft PowerPoint (Использован шаблон создания тестов в PowerPoint с сайта nachalka.com.

Особенности программы:

  • учитель сам составляет тест-программу, при этом не владея навыками программирования;
  • программа позволяет использовать в одном тесте неограниченное количество тем, вопросов и ответов;
  • варианты заданий индивидуальны;
  • работа начинается с того, что ученик вводит данные о себе (ФИО);
  • программа поддерживает два типа вопросов (ответы «да/нет», варианты выбора альтернативы) и позволяет включать в вопросы музыку, звук, изображения и видеоролики;
  • программа мгновенно реагирует на действия школьника: одобряя (верные ответы) и требует предельного внимания (неверный ответ). Это исключает возможность непроизвольного запоминания ошибочного результата;
  • автоматическая выдача результатов (общее количество вопросов, количество правильных ответов, количество ошибок, отметка и время решения);
  • допускается просмотр допущенных ошибок;
  • компьютер позволяет также проводить работу над сделанными в тесте ошибками;
  • любые данные можно распечатать на принтере и экспортировать в файлы различных Форматов (Word, Ехсе1, НТМL ХМL и др). 

Тест по теме «Реформация в Европе» 

Тест по теме «Первая мировая война»