Методический приём «Составление карты мыследеятельности (интеллект-карты)»

Позволяет получить информацию о субъективном восприятии обсуждаемых вопросов, развивает навыки логического мышления, позволяет ученикам вокруг ключевого понятия, идеи (она располагается в центре листа) зафиксировать мысли, ассоциации, образы в художественной форме, знаки, символы и т. д., объединяя их разнообразными связями и отношениями. Задание может выполняться в малых группах, после его выполнения каждая группа делает презентацию своей карты мыследеятельности. Как показывает практика применения этого метода, даже при одном и том же задании субъективное восприятие изучаемых явлений будет различным, поэтому варианты выполнения задания не будут повторяться.

Эффективность применения данных методик ограничивается несколькими условиями.

  • какие приемы учитель использовал для актуализации уже имеющихся знаний обучающихся;
  • как и кем были определены цели;
  • какие формы структурирования материала были предложены и насколько они соответствовали содержанию образования, которое предстоит освоить;
  • насколько оптимально были выбраны формы деятельности и взаимодействия на уроке;
  • как происходила интеграция знаний в уже имеющуюся структуру;
  • были ли предложены задания для применения этих знаний в другой ситуации.

Инструкция по выполнению работы для обучающихся: изучив материал по теме, необходимо составить карту мыследеятельности (интеллект-карту). Интеллект-карта выполняется на листе бумаги формата А4, цветными карандашами, ручками, фломастерами или с помощью специальных программ для построения интеллект-карт (mind-map) (https://zen.yandex.ru/media/id/5bd02fea5d736c00a95cd253/top-10-programm-dlia-postroeniia-mindmap-5d48334cddfef600add60463 ).

Карта мыследеятельности (интеллект-карта) по теме должна содержать основное понятие, которое размещаем по центру (для изображения центральной идеи можно использовать иллюстрации), ветви – понятия, связанные с основным. Ветви рисуем цветными. От каждой ветви рисуем несколько веточек – уточнение, детализация, раскрытие понятий. Смысловые блоки отделяем линиями, обводим в рамку. При необходимости, связи между элементами интеллект-карты показываем стрелками. Над каждой линией-ветвью пишем только одно ключевое слово. Образец оформления интеллект-карты:

Критерии оценивания работы:

Оценивание только интеллект-карты:

Оценивание интеллект-карты и представления работы:

Пример урока с использованием карты мыследеятельности (интеллект-карты) можно посмотреть здесь.

Таблица Excel для автоматического подсчета баллов здесь.


Методический приём «Коллажи»

Микрогруппам предлагается задание создать коллаж по определенной теме, используя предложенный реквизит. Коллажи могут создаваться по одной теме или разным темам в рамках одной общей. По окончании работы осуществляется презентация коллажей и защита выполненной работы. Прием создает максимальные условия для развития творческих способностей обучаю­щихся.

Согласно классификации Б.Д Мюллера, существуют следующие виды коллажей и ассоциограмм:

  1. Коллаж типа А – простая солнечная система (Einfaches Sonnen- System), в центре коллажа находится ключевое понятие – ядро, от него расходятся лучи «сателлитной» информации.

  2. Коллаж типа B – слепое пятно (Blinde Flecke), где в коллаже имеются незанятые места – пятна, а учащимся предстоит определить, каким именно сведениям отводится свободное место в этом коллаже.

  3. Коллаж типа C – слепое ядро (Blinder Kern) соответствует типу А, но только учащиеся определяют «ядерное» понятие коллажа после знакомства со всем фоном коллажа.

  4. Коллаж типа D – вспышка (Blitzlicht) составляется на основе одного текста, из которого учащимся предлагается выбрать актуальную информацию.

  5. Коллаж типа E – чередующееся ядро (Wechselkern) направлен на манипуляции «сателлитной» информацией в зависимости от того, какое понятие является ключевым.

Кроме того существуют комбинированные коллажи с применением звукового, изобразительного, схематического, а также текстового ряда информации.

Коллаж «Эпоха Петра I  века в живописи»

Коллаж «Смутное время в живописи»


Метод «Круги запоминания исторических фактов» («History Memory Babbles» by Buehl, 1998)

Графическим органайзером для работы с понятиями и  концепциями является «Карта понятий и определений» («Concept/Definition Мар» adaptedfrom Schwartz & Raphael, 1985). Это простейшая форма графического органайзера, позволяющая классифицировать факты.

Исторические факты


Приём «Исследовательский поиск ответов на познавательные вопросы» («I-chart» by Hoffman, 1998)

Графический органайзер используется и при работе с вариативными источниками информации, в том числе с дополнительной литературой, энциклопедиями, монографиями, художественной литературой. Данная методика не только помогает структурировать полученные знания в определенную систему, но и интегрировать их в структуру знаний, уже имеющихся у ученика, побуждает формулировать познавательные вопросы и осуществлять «Исследовательский поиск ответов на них».

Таблица


Методический приём «Графический органайзер, отражающий исторические изменения» («History change frame graphic organizer» by Buehl, 1992)

Развивая навыки анализа деятельности или мотивов различных социальных групп, возможно использование приема «Графический органайзер, отражающий исторические изменения» («History change frame graphic organizer» by Buehl, 1992).

Таблица


Методический приём «Графическая схема дискуссии» («Discussion Web», Buehl, 1995; adapted from Alvermann, 1991)

Обсуждение дискуссионных вопросов на уроках истории предполагает умение обучающихся осуществлять поиск аргументов в защиту или опровержение различных позиций. Для развития этих умений может быть использована «Графическая схема дискуссии».

Графическая схема дискуссии по теме «Индустриальная революция»

Использование данного графического органайзера может побудить обучающихся к поиску как можно большего количества аргументов, утверждающих или опровергающих данное высказывание. Работа может осуществляться в парах, микрогруппах или в процессе общеклассной дискуссии.


Методический приём «Лекция со стопами»

Лекция – хорошо знакомый и часто используемый педагогический прием. Особенности ее использования заключается в том, что она читается дозировано. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.


Изучая явления в области естественно-научного знания, возможно применение графического органайзера «Обзор и исследование закономерностей развития окружающего мира» («Science Connection Overview» by Buehl, 1992).


Методический приём «Облака слов» (тегов)

Создание «облака слов» (тегов) – способ визуализации информации, содержащейся в тексте учебника, словаря, исторического источника, художественного произведения. Для его создания используется несколько сервисов. Они просты и доступны. На уроках я использую  онлайн-сервисы:  WordsCloudWordCloud.proWordArt.com, WordleДля того чтобы работать с ними не требуется специальных знаний. Для преобразования текста в «облако слов» онлайн-сервис предлагает разные визуальные формы представления, шрифт, цвет и расположение слов. Он дает возможность выбора оптимального варианта визуализированного текста.

«Облако слов» используется на разных этапах урок:

  1. определение темы урока.

Например, тема «Правление Екатерины II».

 — О ком и о чем будем сегодня говорить на уроке?

2. постановка цели урока (определение целей урока включает в себя несколько стадий: во-первых, сосредоточение внимания обучающихся на ключевых словах, которые имеют «в облаке» визуальные отличия по цвету и размеру шрифта; во-вторых, формулирование двух или трех вопросов с опорой на эти слова (для обучающегося создается «пространство вопросов», внутри которого он получает свободу действий и выбирает интересный для себя вопрос); в-третьих, ранжирование целей, выстраивание их в логической последовательности, которая является основой для изучения темы; в-четвертых, выдвижение гипотезы с опорой на записанные в тетради или на доске вопросы. )

Например, тема «Первобытное общество: переход от присваивающего к производящему хозяйству»

3. решении познавательной задачи: обучающимся предлагалось проанализировать два изображения: иллюстрацию и визуализированный текст исторического источника (или два изображения: иллюстрацию и визуализированный текст исторического источника). Первое представляло собой картину Константина Маковского «Иван Сусанин», 1914 год. Второе – «облако слов» на основе фрагмента описания картины. Алгоритм работы над задачей включал в себя три этапа: первый – анализ изображения миниатюры; второй – анализ визуализированного текста; третий – синтез полученных результатов и создание нового текста.

4. при закреплении нового материала: при изучении темы «Эпоха Петра I» в качестве задания, закрепляющего материал, обучающимся  предлагается работа с «облаком слов», составленным из фрагментов исторического источника «Указ о престолонаследии 1722 г.». Обучающиеся должны назвать произведение, его автора и основную идею фрагмента. Такое задание позволяет проверить внимание обучающихся, развивает умения работы с текстом.

5. на этапе подведения итогов и рефлексии.


Методический приём «Перепутанные логические цепочки»

Вариант I: модификация приема «Ключевые термины». Дополнительным моментом является расположение на доске ключевых слов в специально «перепутанной» логической последовательности. После знакомства с текстом, на стадии «рефлексии» учащимся предлагается восстановить нарушенную последовательность.
Вариант II: на отдельные листы (доске) выписываются 5-6 событий из текста (как правило, историко-хронологического или естественно-научного). Демонстрируются перед классом в заведомо нарушенной последовательности. Учащимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи. После заслушивания различных мнений и придя к более или менее единому решению, учитель предлагает ученикам познакомиться с исходным текстом и определить: верны ли были их предположения. Форма способствует развитию внимания и логического мышления. Более применима при изучении информативно-содержательных текстов.


При изучении социальных или личностных конфликтов для систематизации фактов и их анализа целесообразно использовать «Модель анализа личности» («Character Analysis Grid» by Buehl, 1994).

Межличностный или социальный конфликт


Методический приём «Карта понятий и определений» («Concept/Definition Map» adapted from Schwartz & Raphael, 1985)

Графическим органайзером для работы с понятиями и концепциями является «Карта поня­тий и определений».


Методический приём «Карта понятий»

«Карта понятий» – это диаграмма, состоящая из узловых точек (каждая из которых помечена определённым понятием), связанных прямыми линиями, которые также помечены. Узловые точки-понятия расположены на разных иерархических уровнях, соответствующих движению от наиболее общих, к конкретным, специальным понятиям.

Критерии оценки:

  • полнота карты или количество включённых в неё правильных понятий;
  • установленные и точно прописанные связи;
  • выделенные уровни иерархии понятий;
  • установление связей не между ближайшими, а отдалёнными в теме и пространстве карты понятиями;
  • связь понятий с жизненными примерами.

Оценивание в баллах:

  • 1 балл даётся за каждую правильно установленную связь (если связь установлена верно) между двумя соседними понятиями;
  • 5 баллов – за каждый правильно установленный иерархический уровень;
  • 10 баллов – за каждую содержательную и точную связь понятий из разных частей карты (сквозной линк);
  • дополнительно 1 балл начисляется за каждый пример.

Расчёт баллов:

  • Соотнесение (13 × 1) = 13
  • Иерархия (4 × 5) = 20
  • Сквозные линки (2 × 10) = 20
  • Примеры (2 × 1) = 2

Итого: 55 баллов


Методический приём работы с гипотезами «Предположение/ Доказательства» («Proposition/ Support» by Buehl, 1992)

Метод позволяет осуществлять поиск аргументов различного ти­па в доказательство гипотезы.


Одним из эффективных методов теоретического анализа проблемы, разработанных в американской педагогике, является структурирование текста — «Каковы ключевые положения материала?» (Determining Text Frames — What is the Point of the Material?).


Для развития у обучающихся навыков сравнения результативным является использование графического органайзера для установления аналогии новых явлений с уже известными

а также диаграммы Венна.


Метод «Перечисли, исследуй, запиши и знай», английский аналог которого звучит как «List, Inquire, Note and Know (LINK)» (Vaughan & Estes, 1986).

В целях актуализации у обучающихся уже имеющихся знаний возможно использование метода «Перечисли, исследуй, запиши и знай», английский аналог которого звучит как «List, Inquire, Note and Know (LINK)» (Vaughan & Estes, 1986). Использование данного метода предполагает следующую последовательность действий:

  1. Определите ключевое понятие, связанное с темой предстоящего урока или занятия. Напишите это ключевое слово на доске. Позвольте своим ученикам в течение нескольких минут написать на отдельном листе свои ассоциации, возникающие с этим понятием или ключевым словом. Затем попросите учеников написать свои ассоциации на доске вокруг обозначенного понятия. Начните с менее активных учеников, постепенно втягивая всех остальных. Ограничивайте ответ каждого ученика одной ассоциацией. Когда кто-либо из учащихся называет свою ассоциацию, поощряйте учащихся к инициированию новых идей. Названные ассоциации оставляйте без комментариев с вашей стороны или со стороны одноклассников.
  2. На втором этапе проведите исследование относительно созданных ассоциаций. Вы можете попросить учащихся объяснить некоторые из них, классифицировать, проиллюстрировать примерами, дать определение или назвать характерные признаки. При этом исследование проводят сами ученики без помощи учителя.
  3. В процессе исследования ученики как разделяют собственные представления и выводы с одноклассниками, так и расширяют собственное понимание ключевого понятия. Для воспитания ответственности и уважения к ответам друг друга определите предварительно правила работы в классе, не позволяйте учащимся критически оценивать ответы других, делать неэтичные ком-
    ментарии.
  4. После завершения исследования и комментариев закройте доску, дайте инструкцию учащимся перевернуть свои листочки и предложите им зафиксировать то, что они узнали в отношении ключевого слова или нового для них понятия. Вариантом задания может быть предложение написать собственный вариант определения понятия. В основе этого определения будут изначальные знания учащихся по теме и те знания, которые были дополнены в процессе исследования и дискуссии в классе.
  5. В конце урока можно предложить ученикам сравнить собственные представления до и после изучения темы, ответить на вопрос: насколько верными оказались ваши первичные представления, что вы узнали для себя нового?

Тема «Форма государства»


Прием «Перечисли, сгруппируй, озаглавь» («List-Group-Label», Taba, 1967)

Данный прием является вариантом использования вышеуказанного методического приема «Перечисли, исследуй, запиши и знай».

  1. Определите ключевое слово или понятие, связанное с новой темой, напишите это слово на доске. Предложите обучающимся в течение нескольких минут написать как можно больше ассоциаций, возникающих у них с этим понятием. Напишите эти ассоциации на доске и предложите обучающимся объяснить, как каждая из этих ассоциаций связана с темой, которую предстоит изучать.
  2. Предложите в качестве группового задания обучающимся классифицировать эти ассоциации и, используя общие характеристики, объединить их в группы. Количество групп должно быть не менее трех.
  3. На заключительном этапе дайте обучающимся задание определить, по какому принципу были классифицированы эти ассоциации, и в соответствии с этим озаглавить созданные группы.

Таблица с буквами алфавита («Sequential Roundtable Alphabet», Ricci & Wahlgren, 1998).

Для ассоциаций может быть использована таблица с буквами алфавита («Sequential Roundtable Alphabet», Ricci & Wahlgren, 1998). Предлагая формат таблицы с буквами алфавита, учитель поощряет учеников найти ассоциации, связанные с новой темой или ключевым понятием, которые начинались бы на разные буквы, заполнив при этом максимально возможное число квадратов.

Таблица


 ПОПС-формула (или PRES-formula-Position-Reason-Explanation or Example-Summary Дэйвида Маккойда Мэйсона из ЮАР)

При обсуждении дискуссионных вопросов для развития навыков критического мышления полезно использовать методический прием ПОПС-формула (или PRES-formula — Position — Rea-son-Explanation or Example-Summary Дэйвида Маккойда Мэйсона из ЮАР).

Этот методический прием помогает обучающимся выработать аргументы и мнения и, используя ПОПС-формулу как образец, предложить развернутый логически обоснованный ответ на дискуссионный вопрос в четкой форме. Выступление может состоять из нескольких предложений и занимать 1-2 минуты.


Для тренировки умения аргументировать и слышать аргументы других также можно использовать прием парафраза: «Если я тебя правильно понял, ты считаешь, что…», и дальше обучающийся повторяет ПОПС-формулу своего товарища так, как он ее услышал. Использование данного методического приема возможно во время обсуждения любого дискуссионного вопроса или проблемы.


Методический прием «Человек-график» (Fogarty, 2002 г.)

Предполагает составление своеобразного графика, в котором ученики служат точками, образующими линию, а каждая точка отражает степень согласия с определенным утверждением. Учитель говорит обучающемуся, какое ему следует занять место на этой линии в соответствии с мерой его согласия: «совершенно согласен», «согласен», «нейтрален», «не согласен», «совершенно не согласен с данным утверждением». Затем обучающиеся обмениваются мнениями, используя ПОПС-формулу.


Метод «Займи позицию (шкала мнений)»

Целесообразно применять после обозначения поднятой для обсуждения дискуссионной проблемы, для того чтобы показать спектр различных позиций и точек зрения по теме, предоставить возможность обучающимся высказать свою позицию и аргументировать ее. Данный методический прием можно применять и в конце урока, чтобы провести итоговое оценивание образовательных достижений учащихся. Анализируя противоположные точки зрения по дискуссионной проблеме, обучающиеся:                                           •

  • понимают суть различных позиций;
  • могут предвидеть позитивные и негативные следствия обозначенных позиций для общества
    в целом и отдельных групп людей;
  • на практике используют умения аргументированно защищать свою точку зрения;
  • приобретают навыки активного слушателя;
  • расширяют свои знания.

Алгоритм применения методического приема:

  1. Постановка проблемы для дискуссионного обсуждения.
  2. Подготовка шкалы мнений: на доске необходимо нарисовать линию (можно также прикрепить к стене таблички или условно на полу провести воображаемую линию). На шкале отобразить варианты ответов:Предложение обучающимся занять позицию, используя воображаемую или реальную шкалу мнений.
  3. Обращение с просьбой к обучающимся занять место в аудитории, которая соответствует той позиции, которую они себе выбрали.
  4. Учитель предлагает выполнить задание, используя при ответе ПОПС-формулу:
  • высказать свою точку зрения;
  • объяснить, почему вы заняли именно эту позицию;
  • привести по одному аргументу или убедительному доводу.

5. Участники дискуссии могут изменить свою точку зрения в процессе обсуждения, если сочтут аргументы противоположной стороны более убедительными. Важным является объяснение, предложенное обучающимся, почему он занял или поменял ту или иную позицию.

6. Эффективным является использование приема парафраза — активного слушания, когда обучающиеся, занимающие разные позиции, объясняют, как они поняли аргументы противоположной стороны.

7. Подведение итогов возможно различными способами:

Во-первых, необходимо провести оценку аргументов участников, для этого можно использовать заранее разработанные совместно с обучающимися критерии; если позицию на шкале мнений занимали не все учащиеся, то остальным, не принявшим участие в обосновании своей позиции, можно предложить оценить аргументацию различных позиций по критериям. При этом нужно выбрать наиболее убедительные аргументы.

Во-вторых, следует показать, как количественно соотносятся разные позиции, в частности с общественным мнением.

В-третьих, возможно обсуждение условий, при которых позиция изменяется.

Завершая работу, выявляются последствия обозначенных позиций в том случае, если они найдут отражение в политике или законе.


Методический прием «Ассоциативный ряд»

Ассоциативный ряд представляет собой совокупность понятий, где каждое последующее связано не с основным понятием, а с предыдущим. Детям может быть предложено полное ее составление (первое слово задает учитель), или заполнение осознанно допущенных пробелов.

Тема «Экономика и ее основные участники»


 Приём «Мудрые совы». В течение 7 минут необходимо прочитать текст лекции и, работая в группе, выполнить задание к нему. (Группы получают рабочий лист с конкретными вопросами и задания с целью обработки содержащейся в тексте информации).

1 группа: Азы работы над текстом.

Найдите в тексте основные и новые понятия, запишите их в алфавитном порядке.

2 группа: Что, не ждали?

Выберите из текста такую информацию, которая является для вас неожиданной, так как противоречит вашим ожиданиями первоначальным представлениям.

3 группа: Ты уже знаешь последние новости?

 Запишите ту информацию, которая является для вас новой.

4 группа: Главная жизненная мудрость.

Постарайтесь выразить основную мысль разделов текста одной фразой.

5 группа: Известное и неизвестное.

Найдите в тексте ту информацию, которая является для вас известной и ту, которая ранее была неизвестна.

6 группа: Поучительный вывод.

Можно ли сделать из прочитанного текста такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни?

7 группа: Важные темы для обсуждения.

Найдите в тексте такие высказывания, которые заслуживают особого внимания, и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии?

(работа в группах)

На доске табличка: Приём «Мудрые совы». Каждая группа, когда отвечает, вешает на доску табличку со своим заданием    Ответы групп.

Таким образом, на доске вырисовывается схема приёма.