Урок. «ГОСУДАРСТВО» 

Тип урока: комбинированный урок.

Цели:
— создать условия для формирования представлений о правовом государстве и его признаках, создать условия для формирования представлений о правовом государстве и его признаках;
— продолжить развивать мыслительные навыки, навыки формировать понятия, развивать умения выделять признаки, умение работы с текстами;
— вызвать интерес к предмету;
— коррекция мышления на основе анализа и синтеза.
Оборудование: учебник Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Горецкая и др. Обществознание. 9 класс учебн. для общеобр. учреждений — Просвещение, 2013, презентация, набор карточек и иллюстраций.
Основные понятия: государство, монархия, ограниченная монархия, абсолютная монархия, республика, парламентская республика, президентская республика, унитарное государство, федерация, суверенитет, гражданин.

Ход урока:

I. Орг. Момент.
ПЛАН:
На уроке слушайте, думайте, говорите внятно, отвечайте грамотно.

Речевая разминка.

II. Повторение изученного материала.

Задание 1: Правильно назови слова, расставляя ударение.
Политика, власть, политическая власть, санкция, средства массовой информации

Задание 2: Определите понятие.

1) ________________ — это участие в делах государства (определение формы государства, задач, содержание его деятельности); это цели и средства их достижения, которые направлены на проведение в жизнь интересов больших групп людей.
2) ________________________________ — это влияние на людей в рамках закона.
3) ____________________ — это наказание.
4) ___________________________________ — это организации, которые обеспечивают сбор, обработку и массовое распространение информации.
5) Газеты, журналы, интернет, радио, телевидение, интернет — это __________________________________

III. Изучение нового материала.

ПЛАН:
1) Теории происхождения государства.
2) Понятие «государство».
3) Признаки государства
4) Функции государства
5) Формы государства.
6) Гражданство.
Запись темы и плана в тетрадь.

1. Теории происхождения государства

На сегодняшний день существует несколько теорий происхождения государства. (Слайд)
Теории происхождения государства:
— патриархальная
— договорная
— теория завоевания
— классовая
— теологическая
Работа по Карточке. По окончании работы учащиеся сами оценивают работу, сверяя данные со слайдом Презентации.

Задание 1. Используя текст учебника, установите соответствие между теориями происхождения государства и их основными идеями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

2. Понятие «государство».
Называя ту или иную страну государством, мы используем понятие «государство» в широком смысле. Б современном мире существует множество государств, т. е. множество стран, каждая из которых имеет собственное правительство. Все они прошли свой путь исторического развития. Тысячелетнюю историю имеет и наше государство. Основные вехи этого пути вам известны из курса отечественной истории.
Часто понятие «государство» используется в более узком значении — как совокупность органов государственной власти и управления.
Государство — это страна.
Государство — это совокупность органов государственной власти и управления. (Запись определений в тетрадь).

3. Признаки государства

Задание. Определите признак государства. (Работа с Презентацией).
Признаки государства
1. Единство территории
2. Публичная власть.
3. Суверенитет.
4. Законодательная деятельность.
5. Налоговые сборы. (Запись в тетрадь).
СУВЕРЕНИТЕТ — самостоятельность и независимость. (Запись определения в тетрадь).
Задание «Подумай». Организация Z распространила свою власть на некоторую территорию. Она обеспечивает безопасность и правопорядок, издает законы, устанавливает налоги. Можно ли сказать, что Z это государство? Докажи.

4. Функции государства (Слайд)

Работа с учебником стр. 14-15.
Осуществляя свое социальное назначение, государство выполняет определенные внутренние и внешние функции.
К основным внутренним функциям современных государств относят: поддержание и охрану общественного порядка, а также выработку стратегических целей развития общества, учет и согласование интересов различных социальных групп, поддержку незащищенных слоев населения, регулирование экономических процессов, установление правовых норм и контроль за их выполнением, создание условий для удовлетворения материальных и духовных запросов людей, поддержку и развитие таких социально значимых сфер, как образование, наука, здравоохранение и др.
Внешние функции государства включают развитие взаимовыгодного сотрудничества в различных сферах с другими странами, а также обеспечение обороноспособности страны.

5. Формы государства.

Работа с карточкой.
Задание 2. Заполните схему «Формы государства»

Задание. Определи понятие.
1) _____________это государство во главе которого стоит монарх и его власть, как правило, передается по наследству.
2) _____________это государство где власть первого лица ограничена чем-либо.
3) _____________это государство, где власть первого лица ничем не ограничена.
4) _____________это государство, где высшие органы власти избираются на строго установленный срок.
5) _____________это государство, где ведущим органом власти выступает избираемый гражданами парламент.
6) _____________государство, в котором его административные части (губернии, края, провинции) не обладают суверенитетом.
7) _____________государство, где отдельные территории, обладают значительной самостоятельностью.
(Запись определений в тетрадь).

Работа по карточке.

Задание 3. Используя схему из задания 6 и текст учебника, определите форму государства в следующих примерах:
1) Во главе государства А находится единоличный правитель, получивший власть по наследству.
2) На территории государства В действует единая центральная власть, отсутствуют территории, обладающие политической автономией. _________________________
3) Государство Д состоит из нескольких частей, каждая из которых обладает определенной степенью самостоятельности.______________________________________________________
4) В государстве Т власть принадлежит выборным органам. _________________________

Задание 4. В государстве К правительство формируется партиями, победившими на парламентских выборах, и несет ответственность перед парламентом. Президент выполняет представительские функции. Назовите форму правления государства К и ее конкретный тип.

6. Гражданство.

Гражданство — это устойчивая политико-правовая связь человека с государством.
(Запись определения в тетрадь).
Быть гражданином, как вы знаете, значит пользоваться определенными правами и нести необходимые обязанности по отношению к своему государству.

Работа по карточке.

Задание 5. Прочитайте извлечения из Федерального закона РФ «О гражданстве», ответьте на вопросы и выполните задания.
Статья 4. Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации
1. Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
2. Гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения.
3. Проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации.
4. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его.<
5. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству.
6. Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации.
 IV. Закрепление. Обобщение.
Работа со словарём.
Государство, монархия, ограниченная монархия, абсолютная монархия, республика, парламентская республика, президентская республика, унитарное государство, федерация, суверенитет, гражданин.

Фронтальный опрос:

  • Каковы различные точки зрения на причины появления государства?
  • Что такое «государство»?
  • На основе каких признаков можно сделать вывод о наличии в обществе государственного устройства?
  • В чём выражается суверенитет государства?
  • Каковы внутренние и внешние функции государства?
  • Какое государство мы называем унитарным?
  • Что присуще федеративному государственному устройству?
  • Что такое «республика»?
  • Назови разновидности республиканской формы власти?
  • Что такое «монархия»?
  • Назови разновидности монархической формы власти?
  • Раскройте смысл понятия «гражданство».
  • Как связаны права и обязанности гражданина?

V. Итог урока.

1. Рефлексия.

2. Оценивание работы учащихся. Выставление отметок.

3. Домашнее задание. Выучить записи в тетради.


Скачать конспект урока можно здесь.

Скачать презентацию для урока можно здесь.