Урок. «Политика и власть»
Тип урока: урок изучения нового.
Цели:
— создать условия для ознакомления учащихся с ролью политики в жизни общества, сущностью власти, главными особенностями политической власти;
— развивать умение учащихся работать с текстом, анализировать, обобщать, делать выводы;
— формирование интереса к политической системе своей страны,
— коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе.
Оборудование: учебник: Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Горецкая и др. Обществознание. 9 класс учебн. для общеобр. учреждений – Просвещение, 2013; карточки с заданиями, Презентация
Основные понятия: политика, власть, политическая власть, санкция, СМИ.
Ход урока:
I. Орг. Момент.
Речевая разминка.
II. Изучение нового.
ПЛАН:
— Будем называть слова.
— Будем выполнять задание.
— Будем работать с учебником.
— Будем отвечать на вопросы.
— Будем делать записи в тетради.
Беседа с классом.
— Давайте вспомним какие сферы жизни общества вы знаете? (экономическая, духовная, политическая, социальная).
— Кто может ответить, что включает в себя политическая сфера жизни? (государственную власть, политические партии, отношения людей, связанные с использованием власти.)
— Все это мы помним из курса 8 класса. А сегодня на уроке мы более подробно остановимся на этой сфере, постараемся ответить на вопросы «Что такое политика», «Что такое политическая власть».
Запись темы и плана в тетрадь.
ПЛАН:
1. Понятие «политика»
2. Понятие «политическая власть»
3. Особенности политической власти.
4. Политическая власть и средства массовой информации.
1. Понятие «политика».
Работа по Карточке.
Задание 1. Найдите в тексте учебника на стр. 4-5 все определения понятия.
Политика — __________________________________________________________________________________
Политика (politike от греч.) – искусство управления государством, государственные дела.
Политика — это деятельность, связанная с отношениями между большими общественными группами, социальными слоями, нациями.
Политика — это участие в делах государства (определение формы государства, задач, содержание его деятельности); это цели и средства их достижения, которые направлены на проведение в жизнь интересов больших групп людей.
Задание 2. Прочитайте несколько определений «политики». Сравните их с определениями в учебнике. Что у них общего?
1. Политика – знание о правильном и мудром правлении.
2. Политика – умение оберегать всех граждан, делать их из худших лучшими
3. Политика – это общественное дело; деятельность органов государственной власти и управления, деятельность общественных групп.
4. Политика – это искусство управления государством и обществом.
Подчеркните одной чертой определение политики в значении «деятельность», двумя чертами в значении «знание».
Вывод:
Политика – это участие в делах государства (определение формы государства, задач, содержание его деятельности); это цели и средства их достижения, которые направлены на проведение в жизнь интересов больших групп людей. (Запись определения в тетрадь).
2. Понятие «политическая власть».
— Что такое власть?
— Власть – это важнейший элемент общественной организации.
— Есть люди, которые управляют, властвуют, отдают приказы, а есть люди, которые подчиняются.
Политическая власть – это влияние на людей в рамках закона. (Запись определения в тетрадь)
— Что будет если не выполнять приказы? (применение санкций)
Санкция – это наказание. (Запись определения в тетрадь)
— Как вы считаете может ли нормально существовать общество без власти? (Если мы возьмем разные периоды в истории, то заметим что власть необходима для общества, даже когда не сформировалось государство, люди жили племенами, всегда был человек (вождь), который так или иначе руководил племенем.)
Вывод: Политическая власть, распространяется на все общество. (Запись в тетрадь)
3. Особенности политической власти.
Работа по Карточке.
Задание №5. На стр. 6 учебника прочитайте, выберите и запишите основные задачи политической власти.
(Запись Схемы в тетрадь)
Роль политики
4. Политическая власть и средства массовой информации.div>
В современном обществе политическая жизнь по многом зависит от средств связи между всеми ее участниками, т. е, средств, используемых для распространения сообщении о происходящих событиях, для оповещения о политических и других общественно значимых действиях, заявлениях и решениях.
Такими средствами являются газеты, журналы, радио, телевидение, Интернет. Это социальные учреждения, обеспечивающие сбор, обработку и массовое распространение информации.
СМИ (средства массовой информации) — это газеты, журналы, радио, телевидение, Интернет. (Запись в тетрадь)
СМИ обеспечивают сбор, обработку и массовое распространение информации. (Запись в тетрадь)
Благодаря СМИ у граждан страны складывается представление о работе органов власти, о деятельности политических организаций, о проблемах, существующих в обществе.
III. Обобщение
IV. Закрепление
Задание. Правильно назови слова, расставляя ударение.
Политика, власть, политическая власть, санкция, средства массовой информации.
Фронтальный опрос:
— Что означает слово «политика»?
— Что такое «политическая власть»?
— Что означает слово «санкция»?
— Каковы задачи политической власти?
— Что такое СМИ, назовите примеры СМИ? (газеты, журналы, интернет, радио, телевидение)
— Как вы думаете связана политика и СМИ? (благодаря СМИ до граждан доходят информация, у граждан складывается представление о работе органов власти)
— Вспомните какую последнюю информацию, касающуюся сферы политики вы слышали из СМИ?
V. Итог урока.
1. Рефлексия.Учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.
2. Оценивание работы учащихся. Выставление отметок.
3. Домашнее задание.
а) Выучить записи в тетради.
Скачать конспект урока можно здесь.
Скачать презентацию для урока можно здесь.