Рабочий материал ориентирован на использование учебника Л.Н. Боголюбова, Н.Ф. Виноградовой, Н.И. Горецкой и др. Обществознание. 5 класс учебн. для общеобр. учреждений – Просвещение, 2013.


Тема «Образование в жизни человека»

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Цели:

  1. показать различия современной школы и старой рус­ской, роль знаний в формировании личности; объяснить смысл получения образования; дать представление о сложности процес­са передачи знаний и их восприятия;
  2. формирование умения характеризовать систему образования Российской Федерации; сравнивать социальные объекты, определяя их общие черты и различия; находить нужную социальную информацию разного типа; давать оценку общественным явлениям с позиций одоб­ряемых в современном российском обществе социальных цен­ностей; объяснять побудительную роль мотивов в деятельности человека, роль образования в жизни человека;
  3. воспитывать интерес к к актив­ному учению; осознание необходимости получения достойного образования;
  4. коррекция мышления на основе упражнений в сравнении.

Оборудование:  Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Горецкая и др. Обществознание. 5 класс учебн. для общеобр. учреждений – Просвещение, 2013; Презентация

Основные понятия: образование, ступени образования, гуманитарные знания, естественно-научные знания.

Ход урока:

I. Орг. Момент.

II. Изучение нового.

Подготовка к восприятию темы

Разгадывание ребусов (СЛАЙД 1-2)

Цель: расширить знания об образовании

План:

  1. Система образования.
  2. История образования.
  3. Чему учит школа сегодня.
  4. Учись учиться.

Фронтальная работа (СЛАЙД 3-4)

Учащиеся слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать.

Актуализация знаний.

Беседа по вопросам:

– Когда вы впервые переступили порог школы?

– Вы помните свой первый день в школе?

– Какое у вас было настроение?

– Кто такой школьник?

– Что его отличает от других?

– Кого бы вы назвали хорошим учеником?

– Чему учат в школе?

Учитель показывает слайды  презентации, комментирует новую информацию.

Учащиеся знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию. (СЛАЙДЫ 5-8)

 Учащиеся записывают в тетрадь новое понятие.

ОБРАЗОВАНИЕ – это получение знаний, умений и навыков.

Работа с текстом учебника и схемой, с. 50–51 Организуется прочтение текста и работа по анализу схемы. (СЛАЙДЫ 9-13)

– Опираясь на схему, назовите три ступени школьного образования.

– Определите, какую ступень школьного образования вы уже прошли.

– На какой ступени школьного образования вы находитесь сейчас?

– Какие ступени у вас впереди?

– Рассмотрите схему. Какое образование можно получить после окончания школы?

– Зачем необходимо учиться, когда получен школьный аттестат?

Работа с Презентацией  СЛАЙДАМИ 14-44 «Путешествие в прошлое»,

Беседа по результатам просмотра.

  1. Чем школы прошлого отличаются от современной?
  2. Где проходит урок?
  3. Что делают ученики?
  4. Что делает учитель?
  5. Чему учат в современной школе? (СЛАЙДЫ 45-46)

Работа с текстом учебника, с. 55–57; с заданиями рубрики «В классе и дома», с. 57–58, № 2, 3, 4

Самостоятельное изучение учащимися пункта «Учись учиться» и выполнение заданий.

Организует обсуждение вопросов:

  • Как вы понимаете слова «учись учиться»?
  • Можно ли самому научиться чему-то?
  • Сколько времени вам необходимо на выполнение домашнего задания?
  • Где делаете уроки?
  • Кто помогает вам в этом? (СЛАЙДЫ 47-49)

III. Закрепление.

Задание 1. Правильно назови слова, расставляя ударение.

Образование, учебные заведения, ступени образования.

 Задание 2. Распределите знания по группам.

ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ
   

Математика, история, литература, физика, химия, русский язык, иностранный язык, биология, информатика, история, обществознание, черчение.

 Задание 3. Дополни схему «Ступени образования».

Начальное общее образование, дошкольное образование, основное общее образование, профессиональное образование, среднее общее образование.

IV. Обобщение.

V. Итог урока.

  1. Рефлексия. Учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске. 
  1. Оценивание работы учащихся. Выставление отметок.
  1. Домашнее задание. Выучить записи в тетради.

    Скачать Презентацию к уроку можно здесь.

    Скачать Конспект урока можно здесь.

    Скачать Проверочную работу к уроку можно здесь.