Урок. «Политические режимы» 9 класс.
Тип урока: урок изучения нового.
Цели:
— раскрыть сущность и основные черты политических режимов, ;
— продолжить развивать мыслительные навыки, навыки формировать понятия, развивать умения выделять признаки, умение работы с текстами;
— развивать умения сопоставлять, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук;
— формировать у учащихся отношение к политическим системам;
— коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе.
Оборудование: учебник: Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Горецкая и др. Обществознание. 9 класс учебн. для общеобр. учреждений – Просвещение, 2013; карточки с заданиями, Презентация
Основные понятия: политический режим, демократия, тоталитаризм, авторитаризм.
Ход урока:
I. Орг. Момент.
Речевая разминка.
II. Изучение нового.
Сегодня мы с вами изучим еще одну основу политической жизни любого государства. Эта основа является методом осуществления государственной власти. И для начала я вам предлагаю послушать небольшую притчу.
«Однажды Конфуций проезжал неподалеку от горы. Какая-то женщина в голос рыдала над могилой. Склонившись в знак почтения, Конфуций слушал её рыдания, а затем послал к женщине своего ученика, и тот спросил её:
— Вы так убиваетесь, похоже, что скорбите не впервой?
— Так оно и есть, — ответила женщина. – Когда-то от когтей тигра погиб мой свекор, после от них же погиб мой муж, а теперь вот от них погиб и мой сын.
— Отчего же вы не покинете эти места? – спросил ученик.
— Здесь нет жестокой власти, — ответила женщина.
После услышанного ученик вернулся к Конфуцию и, рассказав о том, что он услышал от женщины и спросил Конфуция: «Почему женщина сравнила власть с тигром?» Конфуций ответил: «Запомни, ученик, жестокая власть свирепее тигра».
И, действительно, во все времена с самого начала проявления признаков государства общество искало самую идеальную форму государственной власти, ведь именно от того каким способом осуществляется власть в обществе, зависит многое. Исходя из этого сегодняшнего нашего урока «Политические режимы»
Запись темы и плана в тетрадь.
ПЛАН:
1. Понятие «политический режим».
2. Типы политических режимов.
1. Понятие «политический режим».
Задание 1.
Работа по Карточке.Найдите в тексте учебника на стр. 21 определение понятия «политический режим».
Политический режим — это __________________________________________________________________________________
Политический режим — это способы и средства, с помощью которых государство воздействует на общество, осуществляя свою власть.
Политический режим — это то, КАК в стране осуществляется государственная власть.
(Запись определения в тетрадь)
Задание 2. Используя текст учебника на стр. 21-25, заполните схему «Типы политических режимов».
(Запись готовой схемы в тетрадь).
2. Понятие «политическая власть.»
Задание 3. Используя текст учебника, проведите анализ всех типов политических режимов.
(Запись таблицы в тетрадь)
III. Обобщение
IV. Закрепление
Задание 1. Правильно назови слова, расставляя ударение.
Политический режим, демократия, тоталитарный, авторитарный.
Фронтальный опрос:
— Что означает слово «Политический режим?»
— Каковы основные типы политических режимов?
— Чем характеризуется тоталитарный режим?
— Сравните тоталитарный и авторитарный режимы, укажите общие черты и различия.
— Как обеспечивается подконтрольность власти в условиях демократии?
Задание 2. Выберите правильный ответ. Что из перечисленного относится к форме политического режима?
1) республика
2) уния
3) авторитаризм
4) монархия
Задание 3. Верны ли следующие суждения о политических режимах?
А. Демократическому режиму присущи политическая свобода граждан и равенство всех перед законом.
Б. В современном мире сохранились государства с чертами тоталитаризма.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Задание 4. Установите соответствие между признаками и типами политического режима: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные буквы под соответствующими цифрами.
V. Итог урока.
1. Рефлексия.
2. Оценивание работы учащихся. Выставление отметок.
3. Домашнее задание. Выучить записи в тетради.
Скачать конспект урока можно здесь.
Скачать презентацию для урока можно здесь.