Рабочий материал ориентирован на использование учебника Л.Н. Боголюбова, Н.Ф. Виноградовой, Н.И. Горецкой и др. Обществознание. 8 класс учебн. для общеобр. учреждений – Просвещение, 2013.
Урок. «Мораль»
Тип урока: комбинированный урок.
Цели:
- формирование понятий «мораль», «ценность», «нормы морали», «нормы права», «добро», «зло»;
- формирование умения работать с текстом, анализировать, давать оценку прочитанному, высказывать своё мнение;
- воспитывать чувство доброго и ответственного отношения к людям, уважения к правам других людей;
- коррекция мышления на основе аналитико-синтетической деятельности.
Оборудование: учебник, презентация, индивидуальные наборы карточек и иллюстративный материал.
Основные понятия: мораль, ценность, нормы морали, нормы права, добро, зло.
Ход урока
I. Организационный момент.
- На уроке слушайте, думайте, говорите внятно, отвечайте грамотно.
Речевая и фонетическая разминка (работа за экраном).
- Какой сейчас урок?
- Какой сейчас год?
- Какой сейчас век?
- Какая сегодня дата?
- Как называется наше государство?
- Назови столицу российской Федерации.
- Кто является главой Российской Федерации?
- Назови президента Российской Федерации.
- В каком городе ты живёшь?
- В какой области ты живёшь?
Задание. Правильно назови слова, расставляя ударение.
Общество, человечество, сфера жизни общества, культура, человек культурный.
II. Повторение изученного ранее.
- Какую тему мы изучали на прошлом уроке?
- Какие сферы жизни общества Вы знаете?
Задание 1. Установите соответствие.
Задание 3. Определите термин.
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
— Определите тему урока, разгадав ребус.
— Тема урока «Мораль».
— Что такое мораль?
— Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить, каковы цели нашего урока.
Цели:
- узнать, что такое «мораль»,
- узнать, что такое человеческие ценности,
- узнать, какие существуют нормы морали,
- узнать что такое «добро» и что такое «зло».
ПЛАН:
- Мораль.
- Человеческие ценности.
- Нормы морали.
- Добро и зло.
IV. Изучение нового материала
- Мораль.
Задание 1. Оцените поведение мальчика. Синим цветом подчеркните, что хорошего сделал мальчик. Красным цветом подчеркните, что плохого сделал мальчик. После чего заполните таблицу, подсчитав количество хороших и плохих дел.
Мама разбудила Толика в 9 часов утра и попросила сходить в магазин. Он пролежал в постели, уставившись в телевизор, до 11 часов. Не выполнил просьбу мамы.
После завтрака, прихватив пару яблок, вышел погулять с собакой. Тут же пнул ее ногой (лаяла от радости).
Мама просила быть дома в 13 часов – к обеду. Встретил одноклассника. Тот напомнил, что по математике задали трудную задачку. Во время разговора Толик начал грызть второе яблоко. Вернулся домой в 14 часов. После обеда мама сказала, что пора делать уроки. “А нам не задали”, – сказал Толик. Обманул маму.
В 16 часов он пошел в парк играть в футбол. Мяч застрял на дереве. Толик выломал из куста длинную ветку и сбил мяч. Возвращаясь домой, увидел на земле кошелек. Озабоченная женщина, глядя в землю, ходила рядом. Толик незаметно поднял кошелек и побежал покупать мороженое.
У перехода через улицу стояла слабовидящая старушка. Толик рванулся через улицу мимо старушки прямо к магазину.
Слайд 8.
— Мы оцениваем поведения людей: хорошо, плохо, справедливо, несправедливо.
Слайды 9-10.
МОРАЛЬ – это духовные правила, которые определяют поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с точки зрения добра и зла, справедливости и несправедливости.
МОРАЛЬ – это духовные правила, которые определяют поведение человека.
(Запись определения в тетрадь)
- Человеческие ценности.
Слайд 12.
ЦЕННОСТЬ — это значимость объектов окружающего мира для человека.
(Запись определения и схемы в тетрадь)
Слайд 13.
Задание 1. Определим проявления материальных и духовных ценностей.
Задание 2. Важнейшая ценность для любого человека – это жизнь. Но порой люди ею рискуют. Прочитайте тексты и определите, во имя каких ценностей люди рисковали жизнью.
Задание. Обведите положения, которые являются ценными (важными) для Вас.
- Нормы морали.
Нормы морали — правила, одобряемые большинством людей; образцы поведения, признанные в обществе обязательными.
Моральная ответственность — ответственность за нарушение моральных норм (осуждение).
Нормы права — установленные государством правила поведения людей, обязательные для исполнения.
Нормы права государство в письменном виде закрепляет в законах.
Несоблюдение норм права — правонарушение — приводит к правовой (юридической) ответственности.
(Запись определений в тетрадь)
Проверка правильности выполнения задания Слайды 16-18.
Задание. Прочитайте материал учебника на стр. 40 и выпишите главные моральные нормы.
- _________________________________________________________,
- _________________________________________________________,
- _________________________________________________________,
- _________________________________________________________,
- _________________________________________________________.
МЫ ПОЛУЧАЕМ ОТВЕТ НА ВОПРОС: ЗАЧЕМ НУЖНА МОРАЛЬ.
ЧТОБЫ НАУЧИТЬ НАС, КАК ОТНОСИТЬСЯ К ЛЮДЯМ…
- Добро и зло.
Задание 2. Прочитайте материал учебника на стр. 40-43 и выпишите положительные и отрицательные качества человека.
Добро и зло.
Задание 2. Прочитайте материал учебника на стр. 40-43 и выпишите положительные и отрицательные качества человека.
V. Закрепление. Обобщение.
Работа со словарём.
Мораль, ценность, нормы морали, нормы права, добро, зло.
Фронтальный опрос.
- Что такое «мораль»?
- Что такое «ценность»?
- Какие ценности Вы знаете?
- Что такое «нормы морали»?
- Чем «нормы морали» отличаются от «норм права»?
- Главные моральные нормы – это ….?
Задание. Ходом шахматного коня, начиная со значка *, прочитайте высказывание американского философа Д. Дьюи (1859—1952). Выскажите своё мнение.
Задание. Здесь зашифрованы слова римского государственного деятеля и философа Марка Аврелия (121—180). Начиная с буквы «Н» в центре лабиринта, соедините все буквы одной линией, ни разу не пересекая ее. Как вы считаете, что именно имел в виду Марк Аврелий?
Задание. Перед вами набор слов, расположенных по алфавиту. Нужно поставить слова в таком порядке, чтобы прочитать высказывание американского философа и общественного деятеля Т. Джефферсона (1743—1826).
V. Итог урока.
- Рефлексия. .
- Оценивание работы учащихся. Выставление отметок.
- Домашнее задание. Выучить записи в тетради
Скачать конспект урока можно здесь.
Скачать презентацию к уроку можно здесь.