Рабочий материал ориентирован на использование учебника Л.Н. Боголюбова, Н.Ф. Виноградовой, Н.И. Горецкой и др. Обществознание. 5 класс учебн. для общеобр. учреждений – Просвещение, 2013.


Урок 7. «Учимся общаться»

Тип урока: практикум

Цели:

  • образовательная: познакомить с законами и особенностями общения; показать на примерах положительные и отрицательные ситуации в общении.
  • развивающая: развитие умения точно и грамотно выражать свои мысли; отстаивать свою точку зрения; анализировать собственные поступки;
  • воспитательная: воспитание доброго, уважительного отношения к людям;
  • коррекционная: коррекция слухового восприятия на основе упражнений в восприятии и различении речи.

Оборудование: пакет с рабочим материалом; мультимедийная презентация.

Ход урока:

I. Оргмомент. Слуховая проверка.

  • Прошу садиться. Наденьте наушники, включите аппараты. Приготовьтесь к уроку. Все готовы? Внимание! Слуховая проверка (за экраном):
  • Как вы меня слышите?
  • Кто сегодня дежурный? (Лена)
  • Кто отсутствует на уроке? (Ваня)
  • Какой сейчас будет урок?
  • Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

II. Мотивационно-целевой этап

Слайд.

  • Г. Остер написал книгу «Вредные советы», отметив часто встречающуюся черту подростков — упрямство, стремление все сделать наоборот.
  • Послушайте некоторые советы.

 Слайды.

Если вы собрались другу

Рассказать свою беду,

Брать за пуговицу друга

Бесполезно — убежит,

И на память вам оставит

Эту пуговицу друг.

Лучше дать ему подножку,

На пол бросить, сверху сесть

И тогда уже подробно

Рассказать свою беду.

***

 Если ты пришел к знакомым,

Не здоровайся ни с кем,

Слов «пожалуйста», «спасибо»

Никому не говори.

Отвернись и на вопросы

Ни на чьи не отвечай.

И тогда никто не скажет

Про тебя, что ты болтун.

***

Если к папе или к маме

Тетя взрослая пришла

И ведет какой-то важный

И серьезный разговор,

Нужно сзади незаметно

К ней подкрасться, а потом

Громко крикнуть прямо в ухо:

«Стой! Сдавайся! Руки вверх!»

И когда со стула тетя

С перепугу упадет

И прольет себе на платье

Чай, компот или кисель,

То, наверно, очень громко

Будет мама хохотать,

И, гордясь своим ребенком,

Папа руку вам пожмет.

***

Будь вежлив с мамами друзей.

Здоровайся, входя.

Сердитых слов не говори.

По пустякам не спорь.

Ногами топать и кричать

На мам чужих нельзя,

Ведь есть у каждого из нас

Для этого своя.

***

Приближаясь к незнакомым мальчикам,

Девочка должна уже заранее

Им навстречу корчить рожи злобные,

Камни, палки, кулаки показывать

И угрозы разные выкрикивать.

Пусть издалека еще почувствуют,

Что не даст себя в обиду девочка.

***

Например, тебя хотят

Отучить кривляться,

Громко глупости кричать,

Хныкать и плеваться,

Дергать кошек за хвосты,

Девочек за косы,

Незнакомым задавать

Дикие вопросы,

Бить ногами всех подряд,

Кашу есть руками

И показывать язык

Бабушке и маме.

Это трудно, но у них

Может получиться.

Будь готов тогда всему

Заново учиться.

  • Что объединяет все эти советы?
  • Как вы думаете, какое отношение они имеют к теме нашего урока? (Ответы учеников.)

Слайд.

  • Тема нашего урока: «Учимся общаться».
  • Предположите, о чем мы будем говорить на нашем уроке.
  • Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить? (Ответы учеников.)

Слайд.

План:

  1. Общение в жизни человека.
  2. Практикум.
  3. Тренировочные упражнения.

III. Работа по теме урока

  • Стремление к дружескому общению — хорошее качество личности. Доставить радость и принести пользу может дружеское общение с разными людьми — близкими и незнакомыми, сверстниками и взрослыми. Но умение общаться не дается от рождения. Этому необходимо учиться, чем мы и будем заниматься на нашем уроке.
  1. Роль и значение общения в жизни человека
  • Человек не может жить без общения.
  • Вспомните литературного героя Робинзона Крузо.

 Слайд.

  • Робинзона Крузо — моряк из Йо́рка, который прожил 28 лет один на необитаемом острове у берегов Америки, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля, кроме него, погиб.
  • Он был многого лишен: еды, одежды, предметов домашнего обихода. Но больше всего Робинзон страдал не от голода и лишений, а от одиночества, ему не с кем было общаться.
  • Без общения человек перестает быть человеком.

 Слайд.

  • Проблемный вопрос. Как вы думаете, зачем человеку необходимо общение?

(Ответы учеников.)

  • Живя в обществе, люди учатся следовать общим законам, вести себя так, чтобы всем было удобно, комфортно.

Слайд.

  • Поэтому появились понятия этикет — правила вежливого поведения и речевой этикет — правила общения с использованием «волшебных» слов, формул вежливости.

ЭТИКЕ́Т — правила поведения людей в обществе.

  • Давайте, познакомимся с правилами общения, выполнив задания.

 Слайд.

Правило № 1. Будьте доброжелательны и вежливы.

  • Какие слова вежливости (формулы вежливости) вы знаете?
  • Приведите примеры, когда следует употреблять эти слова.

 Слайд.

Правило № 2. Старайтесь говорить правильно и четко.

  • Каким образом издавна приучали детей говорить, четко произнося все звуки?
  • Какие скороговорки вы знаете? Расскажите.

 Слайд.

Правило № 3. Говорите ясно, четко, без лишних слов.

  • Прокомментируйте стихотворение А. Хайта «Лишние слова».

 Видит как-то гражданин,

Что сарай пылает.

Он звонит на «01»,

Срочно сообщает:

— Я не знаю, как начать…

Но, как говорится,

Я звоню вам, так сказать,

Чтобы поделиться…

В общем, значит, стало быть,

Тут такое дело…

Можно трубку положить:

Все уже сгорело!

  • Почему все уже сгорело?
  • Как нужно сообщать о пожаре?

 Слайд.

  • Ниже приведены пословицы, составленные из двух разных частей. Вам необходимо совместить половинки, получить целое высказывание, понять его смысл и подумать, какое правило можно сформулировать.
  1. Доброе дело два века живет.
  2. Жизнь дана на добрые дела.
  3. Делай добро и жди добра.
  4. Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
  5. Учись доброму, худое на ум не пойдет.

 Слайд.

Правило № 4. На доброе слово не надо скупиться.

 Слайд.

Правило № 5. Взвешивайте каждое слово, сначала думайте, а потом говорите.

  • Почему необходимо взвешивать каждое слово, сначала думать, а потом говорить?

 Слайд.

Правило № 6. Не перебивайте собеседника, умейте слушать.

 Слайд.

Правило № 7. Общение должно быть интересно всем собеседникам, не будьте навязчивы.

  • Со знакомыми людьми у нас, как правило, не возникает никаких проблем в общении. Мы хорошо знаем, как они реагируют на те или иные слова, реплики, новости. А вот какова будет реакция незнакомых людей, вы можете не знать, поэтому старайтесь всегда быть вежливыми, говорите с улыбкой, следите за тем, чтобы ваши слова были уместны. Смотрите человеку в глаза, проявляйте к собеседнику искренний интерес и внимание. Если вы не можете пересилить себя и сделать все вышеперечисленное по тем или иным причинам, лучше просто избегайте общения с данным человеком.

 2. Практикум

Слайд.

Задание 1. Внимательно рассмотрите рисунки X. Бидструпа на с. 24 учебника.

  1. Как вы думаете, в каком случае человек проявляет доброжелательность и терпение?
  2. Как ведет себя человек в другом случае?
  3. Какое чувство остается у собеседника?
  4. Какие правила общения были нарушены?

(Ответы учеников.)

Слайд.

Задание 2. Работая с текстом учебника на с. 24, разыграйте описанные ситуации и прокомментируйте их.

  1. Подросток сидит развалившись на переднем сиденье автобуса. Входит пожилой человек, встаёт рядом. Подросток закрывает глаза и делает вид, что спит. Как ты охарактеризуешь поведение подростка? Можно ли его назвать бесчеловечным? бескультурным?

 Слайд.

  1. Представь, что тебя угощают кушаньем, которое ты не любишь. Найди ответ, который не обидит повара.
  • Я это терпеть не могу.
  • Спасибо, но я это не ем.
  • Благодарю, но я не голоден. Я с удовольствием попробую это в следующий раз.

Слайд.

  1. Тебе подарили вещь, которая у тебя уже есть. Найди ответ, который не обидит дарящего.
  • Ой, у меня это уже есть.
  • Вот хорошо, теперь я это могу подарить кому-нибудь.
  • Спасибо, мне очень нравится.

Слайд.

  1. Ты не согласен с товарищем. Что ты ему скажешь?
  • Ты всегда говоришь чушь.
  • Я с тобой не согласен и не хочу с тобой разговаривать.
  • Позволь мне тебе объяснить, что я думаю об этом.

(Проверка выполнения задания.)

3. Тренировочные упражнения

Упражнение «Я рад общаться с тобой»

Инструкция. Каждый из вас должен протянуть другому руку со словами: «Я рад общаться с тобой», а тот, кому протянули руку, протягивает ее следующему ученику с этими же словами.

(Так по цепочке все берутся за руки и образуют круг.)

  • Что вы почувствовали, выполняя это упражнение?

 Упражнение «Комплимент»

Инструкция. Каждый из вас должен сказать своему соседу что-нибудь приятное. Обязательные условия: 1) обращаться к партнеру нужно по имени и с улыбкой; 2) сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.

(Выполнение упражнения.)

  • Вам приятно было слышать добрые слова в свой адрес?
  • А говорить комплименты другим?
  • Что вы чувствовали в том и другом случае?

Упражнение « Что я люблю делать»

Инструкция. Один из вас выберет что-то, что он очень любит делать, и начнет без слов показывать нам это. Все остальные внимательно смотрят, что делает выступающий, и пытаются угадать, что он хочет сказать, но сами пока ничего не говорят. Как только выступающий завершит свою пантомиму, поблагодарив нас за внимание, мы начинаем высказывать догадки. После того как все желающие выскажутся, мы сможем спросить выступавшего, есть ли среди нас те, кто понял его правильно. После обсуждения будет выступать следующий ученик.

(Первым показывает пантомиму учитель.)

  • Кто из ребят любит делать то же, что и вы?
  • Кто удивил вас своими увлечениями?
  • Трудно ли было объяснять что-либо другим без слов?
  • Трудно ли было отгадывать?

Упражнение «Сидящий и стоящий»

Инструкция. Один ученик сидит, другой стоит. В этих условиях вы должны постараться вести разговор. Через некоторое время вы меняетесь местами, чтобы иметь возможность сравнить ощущения при общении «сверху» и «снизу».

(Упражнение направлено на то, чтобы показать ученикам значение неверных способов общения.)

  • Что вы чувствовали, когда разговаривали, сидя на стуле?
  • Какие чувства испытывали, ведя беседу стоя?
  • Какое положение в разговоре вам понравилось, а какое нет? Почему?
  • Как вы думаете, с чем связаны такие ощущения? Если бы вы с партнером общались на равных, что бы изменилось?
  • Общались ли вы подобным образом в жизни — с позиции «сверху» или «снизу»? С какими людьми и при каких обстоятельствах (в какой ситуации)?

Упражнение «Спиной друг к другу»

Инструкция. Разделитесь на пары и сядьте на стульях спиной к спине. В таком положении вам надо постараться вести разговор.

(Через несколько минут ученики поворачиваются и делятся своими ощущениями.)

  • Легко ли общаться с человеком, не видя его?
  • Что вы чувствовали, общаясь в таком положении?
  • Хотелось ли вам повернуться раньше времени и разговаривать, видя своего собеседника?
  • А может быть, вам вовсе не хотелось продолжать разговор в таком положении?
  • Ребята, как вы думаете, что нужно для того, чтобы общение состоялось? (Примерный ответ. Необходимо, прежде всего, видеть и слышать своего собеседника. Нужно иметь возможность пользоваться жестами и мимикой. Если не соблюдено хотя бы одно из этих условий, то общаться будет довольно тяжело.)

Упражнение «Зеркало и обезьяна»

Инструкция. Разделитесь на пары и встаньте друг напротив друга. Один из участников — «обезьяна», которая смотрится в зеркало, другой — «зеркало», в котором отражаются все движения «обезьяны».

(Через некоторое время ученики меняются ролями. Данное упражнение можно выполнять всем одновременно, но лучше, чтобы пары работали по очереди. Это позволит обсудить его выполнение с остальными ребятами.)

  • Какая роль вам далась легче — обезьяны или зеркала?
  • А какая понравилась больше?
  • Легко или сложно было повторять движения? Что вы при этом чувствовали?

(Можно провести небольшую беседу о том, как важно уметь внимательно относиться к собеседнику, потому что движения могут отражать его внутреннее состояние и отношение к тому, что происходит вокруг.)

Упражнение «Передача ритма»

Ход упражнения:

  1. Группа усаживается в тесный кружок на стульях.
  2. Участники легко держат друг друга за руки.
  3. Каждый один раз сжимает руку своего соседа справа.
  4. Учитель говорит участникам примерно следующее: «Сжатые руки — сигнал, который мы будем использовать в игре. Игра начинается, когда я пожму руку своего соседа справа. Когда он почувствует пожатие, то должен передать его своему соседу справа. Так рукопожатие передается слева направо по кругу, пока не вернется ко мне. В первый раз мы можем работать совсем медленно и спокойно. Вы можете не торопиться передавать рукопожатие дальше».
  5. Когда первый раунд завершен, участники закрывают глаза и играют дальше. От раунда к раунду предлагается слегка ускорять темп игры.
  6. В заключение участники должны сильно сжать руки обоим своим соседям и потом открыть глаза.
  • Как вы думаете, для чего мы выполняли это упражнение?
  • Чему вы научились?
  • Что поняли?

IV. Подведение итогов урока. Рефлексия

(Все ученики садятся, образуя круг.)

  • Как вы себя чувствовали на сегодняшнем занятии?
  • Что вам сегодня понравилось, а что не очень?
  • Что вам запомнилось больше всего?
  • Что для вас было наиболее значимым и важным?
  • Какое из упражнений было самым трудным? Какое — самым легким?
  • Почему общение важно для построения эффективных дружеских отношений?
  • Что важно для успешного общения?
  • Почему в процессе общения важно искренне делиться тем, что чувствуешь, о чем думаешь?
  • Почему в процессе общения важно безусловно принимать того, с кем общаешься?
  • Почему в процессе общения важно уметь сочувствовать другому человеку и сопереживать?
  • Как умение правильно общаться влияет на формирование дружеских отношений?

Домашнее задание

Подготовить сообщение на тему «Каково общение – таковы и поступки».


 Скачать презентацию можно здесь.

Скачать конспект к уроку можно здесь.