Рабочий материал ориентирован на использование учебника Л.Н. Боголюбова, Н.Ф. Виноградовой, Н.И. Горецкой и др. Обществознание. 5 класс учебн. для общеобр. учреждений – Просвещение, 2013.
Урок. «Введение в изучение курса»
Тип урока: урок изучения нового.
Цели:
образовательная: познакомить с задачами и структурой курса; объяснить значение понятий «общество», «обществознание»; выявлять характерные черты нового учебного предмета, его роль в развитии общества; описывать общественные науки, выделяя их существенные признаки; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; овладевать принципом работы с учебником;
развивающая: формировать умения давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; делать несложные выводы;
воспитательная: сформировать положительную установку на изучение нового обществоведческого предмета.
коррекционная: коррекция мышления на основе анализа и синтеза.
Оборудование: учебник Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Горецкая и др. Обществознание. 5 класс учебн. для общеобр. учреждений – Просвещение, 2013; таблички со словами.
Основные понятия: обществознание, общество.
Ход урока:
I. Организационный момент. Слуховая проверка
II. Мотивационно-целевой этап.
- С этого учебного года вы начинаете изучать новый предмет — обществознание. Его вы будете изучать до окончания школы.
- Что это за предмет? Какую роль он играет в жизни общества? Чему он учит? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.
План:
- Что такое «обществознание».
- Науки, изучающие общество.
- Как работать с учебником.
III. Изучение нового
1.Что такое «обществознание»
- Что такое «обществознание»?
Слайд.
- Что такое «общество»?
Слайды.
Задание. Перед Вами человечки. Попробуйте их объединить в группы (мальчики и девочки, взрослые и дети, народности).
Слайд.
ОБЩЕСТВО – это все люди в прошлом, будущем и настоящем.
Беседа.
Ты и сам являешься частью этого общества: ведь ты окружён людьми, ты учишься в школе, ты живёшь в прекрасной стране — России. Живя в обществе, ты каждый день вступаешь в контакты с людьми. С близкими ты обсуждаешь то, что волнует тебя, что вызывает любопытство. Но ты незримыми нитями связан и с теми людьми, с которыми, возможно, лично не знаком. Ведь ты пользуешься тем, что создают своим трудом земледельцы, рабочие, инженеры и представители многих других профессий. Ты живёшь в построенном кем-то доме. Может быть, этот дом построили твои близкие или дальние родственники. А возможно, ты не знаешь, кто эти люди. Но результат их деятельности даёт тебе кров и тепло.
Ты ходишь в школу. Кроме тебя, там учатся и другие ребята. Во всех городах и многих небольших посёлках есть школы. В них тоже учатся ребята от 7 до 17 лет. Все они относятся к такой общественной группе, как школьники. Ты только вдумайся: ты садишься за парту, и в это же время миллионы школьников в разных частях Земли спешат в классы. Всё-таки это здорово — быть частью огромного целого.
Важной частью любого общества является семья. Можно сказать, что всё общество состоит из семей. Члены семьи — родственники. А все семьи составляют общество.
Ты живёшь в Российской Федерации. В разные исторические времена наше государство называлось по-разному. Но оно всегда было важной частью мира.
Слайды.
- Что это? (Планета)
- Кто это? (Животные)
- Кто это? (Птицы)
- Кто это? (Рыбы)
- Кто это? (Люди)
Слайд.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ – это наука, которая изучает общество и общественные процессы.
Слайд.
— Что изучает ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ?
2. Науки, изучающие общество.
- Предлагаю совершить увлекательное путешествие в Царство общественных наук. Оно большое и состоит из отдельных королевств.
Учащимся раздаются карточки с названиями и описаниями общественных наук. Учитель за экраном читает характеристику науки, а учащиеся определяют у кого есть такая карточка. Ученик – обладатель карточки выходит к доске демонстрирует общественную науку и рассказывает о ней.
Карточка 1. Это королевство называется «Философия», что в переводе с греческого означает «любовь к мудрости», знанию.
Карточка 2. Это королевство называется «Психология», что в переводе с древнегреческого означает «учение о душе». Жители этого королевства — специалисты-ученые — изучают внутренний мир человека, его переживания, т. е. психику человека. Например, люди по-разному реагируют на какие-либо события. От чего зависит столь разная реакция? Ответы на подобные вопросы ищут в этом королевстве.
Карточка 3. Это королевство называется «Социология», что в переводе с древнегреческого означает «учение об обществе». Жители королевства — ученые-социологи — изучают законы развития общества, межличностные отношения, отношения между разными группами людей.
Карточка 4. Это королевство называется «Культурология». Ученые-культурологи пытаются вывести закономерности общечеловеческого и национальных культурных процессов, изучают памятники, явления и события материальной и духовной жизни людей.
Карточка 5. Это королевство называется «Политоло́гия». Наука о политике, о власти, о государстве.
Карточка 6. Это королевство называется «Эконо́мика». Жители королевства изучают хозяйственную жизнь общества (производство, распределение, обмен и потребление).
Карточка 7. Это королевство называется «Юриспруденция». Жители этого государства изучают права человека.
3. Как работать с учебником.
- Нашим путеводителем в путешествии в мир знаний станет учебник по обществознанию. Давайте познакомимся с ним.
- Откройте оглавление и опишите структуру учебника.
(Ученики выполняют задание.)
- Вы убедились в том, что текст учебника делится на главы (темы), которые, в свою очередь, поделены на параграфы.
- Откройте учебник на с. 9.
- Как называется первая глава?
- С каких двух сообщений она начинается?
(О чем мы узнаем. На какие вопросы ответим.)
- Как вы думаете, почему авторы учебника начинают главу именно с таких установок?
(Ответы учеников.)
- А теперь откройте § 1.
- Текст параграфов необходимо читать, особое внимание обращая на выделенные жирным шрифтом слова. Их значение дано в словаре, который расположен в конце учебника.
- Проверим, насколько хорошо вы поняли замысел авторов.
(Ученики выполняют задание учителя: находят определение выделенного слова.)
- Однако основной текст учебника не является единственным источником информации. Вам необходимо внимательно работать и с вопросами, заданиями, дополнительными рубриками.
Задание. Разделитесь на группы. Каждая группа, изучив определенную рубрику учебника, расскажет нам: 1) для чего применяется данная рубрика; 2) алгоритм работы с этой рубрикой.
- Первая группа работает с рубрикой «Жил на свете человек» нас. 13 учебника.
- Вторая группа работает с рубрикой «Путешествие в прошлое» на с. 31 учебника.
- Третья группа работает с рубрикой «Картинная галерея» на с. 30 учебника.
- Четвертая группа работает с рубрикой «Обсудим вместе» на с. 26 учебника.
- Пятая группа работает с рубрикой «Проверим себя» на с. 14 учебника.
- Шестая группа работает с рубрикой «В классе и дома» на с. 14 учебника.
- Седьмая группа работает с рубрикой «Учимся общаться» на с. 23 учебника.
- Восьмая группа работает с рубрикой «Практикум» на с. 24 учебника.
(Проверка выполнения задания.)
- Предмет «Обществознание» поможет вам приумножить личный опыт, лучше ориентироваться в сложном мире людей. Однако изучение обществознания не ограничивается работой с учебником. Общайтесь с друзьями, изучайте события окружающего мира, анализируйте литературные произведения. Это натолкнет на собственные размышления, на выбор того или иного решения.
IV. Закрепление и обобщение.
Задание 1. Правильно назови слова, расставляя ударение.
Обществознание, общество.
Фронтальный опрос:
Что такое общество?
Что такое обществознание?
Какие науки помогают изучать обществознание?
Задание 2.Составьте синквейн со словом обществознание.
Синквейн — это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме.
Правила написания синквейна:
На первой строчке записывается одно слово — существительное, это и есть тема синквейна.
На второй строчке — два прилагательных, раскрывающих данную тему.
На третьей — три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме.
На четвертой строчке — короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к данной теме.
Пятая строчка — это слово-резюме (обычно существительное), которым автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с данной темой.
Пример:
- Обществознание
- полезное, важное, интересное
- обучает, развивает, помогает
- наука об обществе (состоит из множества наук, часть мира)
- Человечество.
V. Итог урока.
- Рефлексия.
- Оценивание работы учащихся. Выставление отметок.
- Домашнее задание. Выучить определения в тетради.
Скачать презентацию можно здесь.
Скачать конспект к уроку можно здесь.