Рабочий материал ориентирован на использование учебника Л.Н. Боголюбова, Н.Ф. Виноградовой, Н.И. Горецкой и др. Обществознание. 5 класс учебн. для общеобр. учреждений – Просвещение, 2013.


Урок. «Введение в изучение курса»

Тип урока: урок изучения нового.

Цели:

образовательная: познакомить с задачами и структурой курса; объяснить значение понятий «общество», «обществознание»; выявлять характерные черты нового учебного предмета, его роль в развитии общества; описывать общественные науки, выделяя их существенные признаки; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; овладевать принципом работы с учебником;

развивающая: формировать умения давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; делать несложные выводы;

воспитательная: сформировать положительную установку на изучение нового обществоведческого предмета.

коррекционная: коррекция мышления на основе анализа и синтеза.

Оборудование:  учебник Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Горецкая и др. Обществознание. 5 класс учебн. для общеобр. учреждений – Просвещение, 2013; таблички со словами.

Основные понятия: обществознание, общество.

 Ход урока:

I. Организационный момент. Слуховая проверка

II. Мотивационно-целевой этап.

  • С этого учебного года вы начинаете изучать новый предмет — обществознание. Его вы будете изучать до окончания школы.
  • Что это за предмет? Какую роль он играет в жизни общества? Чему он учит? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.

План:

  1. Что такое «обществознание».
  2. Науки, изучающие общество.
  3. Как работать с учебником.

III. Изучение нового

1.Что такое «обществознание»

  • Что такое «обществознание»?

Слайд.

  • Что такое «общество»?

Слайды.

Задание. Перед Вами человечки. Попробуйте их объединить в группы (мальчики и девочки, взрослые и дети, народности).

Слайд.

ОБЩЕСТВО – это все люди в прошлом, будущем и настоящем.

Беседа.

Ты и сам являешься частью этого общества: ведь ты окружён людьми, ты учишься в школе, ты живёшь в прекрасной стране — России. Живя в обществе, ты каждый день вступаешь в контакты с людьми. С близкими ты обсуждаешь то, что волнует тебя, что вызывает любопытство. Но ты незримыми нитями связан и с теми людьми, с которыми, возможно, лично не знаком. Ведь ты пользуешься тем, что создают своим трудом земледельцы, рабочие, инженеры и представители многих других профессий. Ты живёшь в построенном кем-то доме. Может быть, этот дом построили твои близкие или дальние родственники. А возможно, ты не знаешь, кто эти люди. Но результат их деятельности даёт тебе кров и тепло.

Ты ходишь в школу. Кроме тебя, там учатся и другие ребята. Во всех городах и многих небольших посёлках есть школы. В них тоже учатся ребята от 7 до 17 лет. Все они относятся к такой общественной группе, как школьники. Ты только вдумайся: ты садишься за парту, и в это же время миллионы школьников в разных частях Земли спешат в классы. Всё-таки это здорово — быть частью огромного целого.

Важной частью любого общества является семья. Можно сказать, что всё общество состоит из семей. Члены семьи — родственники. А все семьи составляют общество.

Ты живёшь в Российской Федерации. В разные исторические времена наше государство называлось по-разному. Но оно всегда было важной частью мира.

Слайды.

  • Что это? (Планета)
  • Кто это? (Животные)
  • Кто это? (Птицы)
  • Кто это? (Рыбы)
  • Кто это? (Люди)

Слайд.

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ – это наука, которая изучает общество и общественные процессы.

Слайд.

— Что изучает ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ?

2. Науки, изучающие общество.

  • Предлагаю совершить увлекательное путешествие в Царство общественных наук. Оно большое и состоит из отдельных королевств.

Учащимся раздаются карточки с названиями и описаниями общественных наук. Учитель за экраном читает характеристику науки, а учащиеся определяют у кого есть такая карточка. Ученик – обладатель карточки выходит к доске демонстрирует общественную науку и рассказывает о ней.

 Карточка 1. Это королевство называется «Филосо­фия», что в переводе с греческого означает «любовь к мудрости», знанию.

Карточка 2. Это королевство называется «Психология», что в переводе с древне­греческого означает «учение о душе». Жители этого королевства — специалисты-ученые — изучают вну­тренний мир человека, его переживания, т. е. психику человека. На­пример, люди по-разному реагируют на какие-либо события. От чего зависит столь разная реакция? Ответы на подобные вопросы ищут в этом королевстве.

Карточка 3. Это королевство называется «Социология», что в переводе с древне­греческого означает «учение об обществе». Жители королевства — уче­ные-социологи — изучают законы развития общества, межличностные отношения, отношения между разными группами людей.

Карточка 4. Это королевство называется «Культурология». Ученые-культурологи пытаются вывести закономерности общечеловеческого и национальных культурных процессов, изучают памятники, явления и события материальной и духовной жизни людей.

Карточка 5. Это королевство называется «Политоло́гия». Наука о политике, о власти, о государстве.

Карточка 6. Это королевство называется «Эконо́мика». Жители королевства изучают хозяйственную жизнь общества (производство, распределение, обмен и потребление).

Карточка 7. Это королевство называется «Юриспруденция». Жители этого государства изучают права человека.

 3. Как работать с учебником.

  • Нашим путеводителем в путешествии в мир знаний станет учебник по обществознанию. Давайте познакомимся с ним.
  • Откройте оглавление и опишите структуру учебника.

(Ученики выполняют задание.)

  • Вы убедились в том, что текст учебника делится на главы (темы), которые, в свою очередь, поделены на параграфы.
  • Откройте учебник на с. 9.
  • Как называется первая глава?
  • С каких двух сообщений она начинается?

(О чем мы узна­ем. На какие вопросы ответим.)

  • Как вы думаете, почему авторы учебника начинают главу именно с таких установок?

(Ответы учеников.)

  • А теперь откройте § 1.
  • Текст параграфов необходимо читать, особое внимание обра­щая на выделенные жирным шрифтом слова. Их значение дано в словаре, который расположен в конце учебника.
  • Проверим, на­сколько хорошо вы поняли замысел авторов.

(Ученики выполняют задание учителя: находят определение выделенного слова.)

  • Однако основной текст учебника не является единствен­ным источником информации. Вам необходимо внимательно работать и с вопросами, заданиями, дополнительными руб­риками.

Задание. Разделитесь на группы. Каждая группа, изучив опре­деленную рубрику учебника, расскажет нам: 1) для чего применяется данная рубрика; 2) алгоритм работы с этой рубрикой.

  • Первая группа работает с рубрикой «Жил на свете человек» нас. 13 учебника.
  • Вторая группа работает с рубрикой «Путешествие в прошлое» на с. 31 учебника.
  • Третья группа работает с рубрикой «Картинная галерея» на с. 30 учебника.
  • Четвертая группа работает с рубрикой «Обсудим вместе» на с. 26 учебника.
  • Пятая группа работает с рубрикой «Проверим себя» на с. 14 учебника.
  • Шестая группа работает с рубрикой «В классе и дома» на с. 14 учебника.
  • Седьмая группа работает с рубрикой «Учимся общаться» на с. 23 учебника.
  • Восьмая группа работает с рубрикой «Практикум» на с. 24 учебника.

(Проверка выполнения задания.)

  • Предмет «Обществознание» поможет вам приумножить личный опыт, лучше ориентироваться в сложном мире людей. Однако изучение обществознания не ограничивается работой с учебником. Общайтесь с друзьями, изучайте события окру­жающего мира, анализируйте литературные произведения. Это натолкнет на собственные размышления, на выбор того или иного решения.

IV. Закрепление и обобщение.

Задание 1. Правильно назови слова, расставляя ударение.

Обществознание, общество.

Фронтальный опрос:

Что такое общество?

Что такое обществознание?

Какие науки помогают изучать обществознание?

Задание 2.Составьте синквейн со словом обществознание.

Синквейн — это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме.

Правила написания синквейна:

На первой строчке записывается одно слово — существительное, это и есть тема синквейна.

На второй строчке — два прилагательных, раскрывающих данную тему.

На третьей — три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме.

На четвертой строчке — короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к данной теме.

Пятая строчка — это слово-резюме (обычно существительное), которым автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с данной темой.

 Пример:

  1. Обществознание
  2. полезное, важное, интересное
  3. обучает, развивает, помогает
  4. наука об обществе (состоит из множества наук, часть мира)
  5. Человечество.

 V. Итог урока.

  1. Рефлексия.
  2. Оценивание работы учащихся. Выставление отметок.
  3. Домашнее задание. Выучить определения в тетради.

    Скачать презентацию можно здесь.

          Скачать конспект к уроку можно здесь.