Рабочий материал ориентирован на использование учебника Л.Н. Боголюбова, Н.Ф. Виноградовой, Н.И. Горецкой и др. Обществознание. 7 класс учебн. для общеобр. учреждений – Просвещение, 2013.


Тема «Воздействие человека на природу»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели: 

образовательная: способствовать осознанию сущности, специфичности, масштабности и причин экологических проблем;

развивающая: развивать умение критически мыслить, нестандартно решать поставленные проблемы, аргументировать свою позицию; совершенствовать умение обучающихся самостоятельно добывать знания из дополнительных источников информации, обобщать и делать выводы;

воспитательная: формировать целесообразное экологическое поведение, активную экологическую позицию по охране окружающей среды;

коррекционная: коррекция мышления на основе упражнений в аналитико-синтетической деятельности, установлении логических связей.

Оборудование: учебник, Путевой лист, презентация, дополнительный материал.

Основные понятия: экология, ресурсы земли, исчерпаемые, неисчерпаемые, атмосфера, литосфера, гидросфера, биосфера, загрязнение.

Ход урока:

I. Организационный момент.

    Речевая разминка

II. Объяснение нового материала.

Демонстрация мультфильма «Экологическая корова».

Беседа.

  • Какова центральная проблема этого мультфильма?
  • Что вам известно об экологии.
  • Что Вам известно об экологическом кризисе?

Экология – это наука о взаимодействии организмов, в т.ч. человека с окружающей средой

Экология — это состояние окружающей среды. Например, хорошая экология, плохая экология (в широком смысле).

Экологический кризис – это тяжелое состояние природы, разрушение окружающей среды.

  • Как вы думаете, о чём мы будем с Вами сегодня говорить на уроке?
  • Тема урока «Воздействие человека на природу»

ПЛАН:

  1. Экология.
  2. Ресурсы Земли.
  3. Воздействие человека на природу.
  • Сформулируйте цели урока.

Узнать:

  1. Что ……………. 2. Каковы ……….. 3. Как …………..

1) Экология

Работа с Путевым листом. Просмотр презентации.

Задание 1. Прочитайте материал учебника на стр. 123 и дайте определение понятию.

Экология – это ___________________________________________________________________

ЭКОЛОГИЯ – это наука о взаимодействии человека и природы.

  • Каково взаимодействие человека и природы?

Работа со Схемой.

Работа с дополнительным материалом.

Текст 1.

Человек – царь природы?! С развитием деятельности человека увеличились и масштабы его вмешательства в природу. Человек на протяжении долгого времени брал у природы столько, сколько ему необходимо, не задумываясь о последствиях. Увлеченный бурной хозяйственной деятельностью, человек не заметил, как стал разрушать и губить природу. Великие научные и технические открытия вскружили ему голову. Он вдруг решил, что окончательно победил природу, стал ее царем и властелином. С жадностью завоевателя набросился человек на природные богатства, которые представлялись ему неисчерпаемыми: безжалостно вырубал и сегодня продолжает вырубать леса, выкачивать сколько угодно нефти и газа, доставать из недр Земли несметное количество полезных ископаемых, использовать любое количество пресной воды и т. д.

Современное человечество вплотную столкнулось с глобальными экологическими проблемами, которые угрожают его существованию: загрязнение атмосферы, истощение и порча почвенного покрова, химическое заражение водного бассейна. Человек в результате собственной деятельности вступил в опасное противоречие с условиями своего обитания.

Вопросы к тексту

  1. Как человек относится к природе?
  2. С какими экологическими проблемами столкнулись люди?
  3. Кто стал виновником экологических проблем?
  4. Можно ли назвать человека царем природы? Разве настоящий «царь», правитель только берет все у природы и ничего не дает ей взамен?

Текст 2.

Мы – покорители природы. Это одна из точек зрения на взаимоотношения человека с природой. С тех пор, как первобытные люди изобрели каменный топор, человечество поставило себе высшую цель – подчинить себе всё вокруг. Люди покоряют моря и океаны, покоряют воздух, космос, следят за природными явлениями, подчиняют себе все природные ресурсы.

И на каждую попытку подчинить себе планету природа отвечает своим оружием: разрушительными ураганами, землетрясениями, цунами, которые уносят тысячи, сотни тысяч человеческих жизней…… Видимое господство над природой оборачивается непоправимым ущербом и для природы, и человека.

Вопросы к тексту

  1. Как ведет себя человек по отношению к природе?
  2. Что старается покорить человек?
  3. Как природа отвечает человеку на его попытку подчинить себя?
  4. Какими должны быть правильные гармоничные взаимоотношения человека и природы?

Текст 3

Фрагмент статьи «Царская охота», которая была опубликована в старой русской газете «Новое время» летом 1897 года.

«…Ранним утром 28 августа 1897 г. безмолвие Беловежской Пущи было нарушено многоголосым шумом. Заливчато лаяли сотни собак, призывно звучали охотничьи рога, во всех уголках векового бора гремели выстрелы. На взмыленных конях носились возбужденные, нарядно одетые всадники. Шла царская охота. Итоги этой охоты: свалено 36 зубров, убито 37 ланей, 25 оленей, 18 лисиц, 16 кабанов, истреблено 69 диких коз, настреляно несметное число лесной дичи».

Вопросы к тексту

  1. Каковы последствия этой охоты?
  2. Для чего были убиты эти животные? Разве эти люди голодали?
  3. О каком отношении к природе говорят эти факты? (потребительское отношение к природе).
  4. Каким должно быть отношение человека к природе, в частности к животным?

Итог работы. Задание.

Верны ли суждения:

а) Человек – это царь природы!; б) желание человека господствовать над природой оборачивается непоправимым ущербом и для природы, и для человека; в) у человека потребительское отношение к природе.

Ответ:

  1. верно только а
  2. верно только б
  3. верно только в
  4. верно только а и б
  5. верно только б и в
  6. верно только а и в
  7. верны все суждения  
  8. все суждения неверны

  • Суть его в необходимости сбалансированного отношения к природным богатствам.
  • Значит, чтобы не наделать беды, нужно изучать законы природы.

ФИЗМИНУТКА

2)    Ресурсы Земли.

3) Воздействие человека на природу.

  • Давайте вспомним географические оболочки Земли.

Задание 4. Работая с текстом учебника, расскажите о причинах загрязнения и опасных последствиях этого загрязнения для человечества по следующему плану:

  1. Причины (источники) загрязнения.
  2. Последствия для человечества.

Запишите информацию в тетрадь

Вывод: наибольшую опасность для атмосферы представляют промышленные загрязнения, а для почвы и воды еще и бытовые отходы

 В) БИОСФЕРА  — это живая оболочка Земли.

Все мы знаем о существовании Красной книги. В нее заносятся редкие и находящиеся на грани исчезновения виды флоры и фауны. Однако мало кто знает, что существует и Черная книга животных и растений. Она содержит список вымерших и безвозвратно исчезнувших видов.

III. Закрепление знаний.

Задание 1. Произнеси слова, правильно расставляя ударение.

Экология, ресурсы земли, исчерпаемые, неисчерпаемые, атмосфера, литосфера, гидросфера, биосфера, загрязнение

Тест.

1) Какие занятия людей относятся к производящему хозяйству?

  • охота
  • собирательство
  • рыболовство
  • скотоводство

2) Какое занятие людей в древности могло быть экологически вредным?

  • охота  
  • сбор грибов и ягод  
  • обработка металла
  • садоводство

3) Что из перечисленного не относится к исчерпаемым ресурсам?

  • уголь
  • нефть
  • газ
  • почва
  • воздух

4) Что из перечисленного не относится к неисчерпаемым ресурсам?

  • воды мирового океана
  • энергия ветра
  • растительный мир
  • воздух

5) Живая оболочка Земли:

  • атмосфера
  • смог  
  • биосфера  
  • литосфера

6) Верны ли суждения об экологических катастрофах: а) загрязнение воздуха происходит только в результате человеческой деятельности; б) экологические катастрофы бывают  связаны с бытовыми отходами.

  • верно только а
  • верно только б
  • верны оба суждения  
  • неверны оба суждения

7) Верны ли суждения: а) деятельность человека всегда наносит вред природе; б) человек в своей деятельности всегда правильно использует природные ресурсы.

  • верно только а
  • верно только б
  • верны оба суждения  
  • неверны оба суждения

Задание 3. Рассмотрите иллюстрации и опишите воздействие человека на природу по плану.

1.  Географическая оболочка.

2.  Способ загрязнения.

3.  Правила поведения человека.

 Задание 4. Рассмотрите рисунки школьников. На какую тему эти рисунки? Придумайте свои правила поведения, нарисуй их в тетради и озаглавь.

IV. Обобщение.  Итог урока.

  1. Рефлексия.
  2. Оценивание работы учащихся. Выставление отметок.
  3. Домашнее задание.
  • Выучить определения в тетради.
  • Творческое задание:


Скачать презентацию к уроку можно здесь.

Скачать конспект к уроку можно здесь.

Скачать Путевой лист к уроку можно здесь.