Рабочий материал ориентирован на использование учебника Л.Н. Боголюбова, Н.Ф. Виноградовой, Н.И. Горецкой и др. Обществознание. 6 класс учебн. для общеобр. учреждений – Просвещение, 2013.


Тема «Конфликты в межличностных отношениях».

Тип урока: комбинированный урок.

Цели:

  • способствовать формированию представлений о возникновении межличностных конфликтов и путях их разрешения,
  • развивать умения анализировать, делать выводы, давать оценку конкретных ситуаций, отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения, создать условия для рефлексии и совершенствования учащимися собственных коммуникативных навыков: умение слушать и слышать своих одноклассников, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли,
  • развивать культуру отношений в группе,
  • коррекция мышления на основе установления зависимостей между объектами.

Оборудование: учебник, презентация, рабочие листы с заданиями, запись мультфильмов «Контакт» и «Федорино горе».

Основные понятия: конфликт, межличностный конфликт, инцидент, посредник.

           Ход урока:

I. Организация начала урока.

План:

  • Будем называть слова.
  • Будем выполнять задания.
  • Будем работать с учебником.
  • Будем отвечать на вопросы.
  • Будем делать записи в тетради.

 Речевая разминка.

 II. Проверка изученного ранее

Карточка

 III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Задание. Расположи фигуры по образцу и узнай тему урока.

  • Какова тема урока? (Конфликт)
  • Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить, каковы цели нашего урока.

План:

  1. Причины возникновения конфликтов в межличностных отношениях.
  2. Варианты поведения в конфликтной ситуации.
  3. Как не проиграть в конфликте.

Цели:

Изучим…..
Узнаем…..
Проверим….

С помощью слов «помощников» дети формулируют цели урока.

 IV. Усвоение новых знаний.

 1. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ.

  1. Организуется диалог с учащимися по вопросам:

– Какие правила общения тебе известны?

– К каким последствиям приводит несоблюдение этих правил?

  1. Обсуждение рубрики «Обсудим вместе», с. 76

 — Прочитайте ситуацию, в которую попал мальчик Андрей.

  1. Притча о терпении

Притча о терпении

В положенное время осёл пришёл на водопой.

Но утки на пруду так раскрякались и разыгрались, хлопая крыльями, что замутили всю воду.

Хотя осла мучила нестерпимая жажда, он не стал пить и, отойдя в сторонку, принялся терпеливо ждать.

Наконец утки угомонились и, выйдя на берег, ушли прочь. Осёл вновь подошёл к воде, но она была ещё мутная. И он опять отошёл с понурой головой.

– Мама, почему же он не пьёт? – спросил любопытный лягушонок, заинтересовавшись поведением осла. – Вот уже дважды он подходит к пруду и отходит ни с чем.

– А всё потому, – ответила мама-лягушка, – что осёл скорее умрёт от жажды, нежели притронется к грязной воде. Он будет терпеливо ждать, пока вода не очистится и не станет прозрачной.

– Ах, какой же он упрямый!

– Нет, сынок, он не столько упрямый, сколько терпеливый, – пояснила лягушка. – Осёл готов сносить все тяготы и огорчения. А упрямым его величает всяк, кому самому недостаёт выдержки и терпения.

  1. Организуется диалог с учащимися по вопросам:
  • В чем мораль этой притчи?
  • А если у человека при общении с другими не хватает терпения, что может произойти?
  • Если в процессе общения нарушаются правила, возникает конфликт.

 (Слайд)

КОНФЛИКТ – это столкновение.

(Запись в тетради)

  • Назовите 5 синонимов к этому понятию.

(Слайд)

МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ — это  столкновение несколь­ких участников из-за разницы интересов, мнений, взглядов.

(Запись в тетради)

Задание 1. В своём развитии конфликт обычно проходит пять последовательных ступеней. Прочитайте материал учебника на стр. 76 и назовите ступени развития конфликта.

Задание 2. Прочитайте материал учебника на стр. 77 и найдите причины конфликтов.

Наиболее частыми причинами конфликтов служат различные барьеры:

  • барьер чужого желания;
  • смысловой барьер;
  • эмоциональный барьер;
  • моральный барьер.

2. ВАРИАНТЫ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

  • Существуют определённые виды поведения в конфликтной ситуации, способствующие погашению конфликта ещё до его перехода в открытую стадию. Это — сотрудничество, компромисс, избегание и приспособление. (Слайд)

Задание 3. Прочитайте материал учебника на стр. 79-80 и определите тип поведения участников конфликта.

 (Слайд)

Рассказ учителя

(Слайд)

ИНЦИДЕНТ – это происшествие, случай, недоразумение, случившееся, столкновение.

ИНЦИДЕНТ = КОНФЛИКТ

(Запись в тетради)

 Выполнение заданий рубрики «В классе и дома», с. 82–83, № 1.

3. КАК НЕ ПРОИГРАТЬ В КОНФЛИКТЕ.

Даже самый затяжной конфликт рано или поздно заканчивается. И тогда наступает последняя стадия —  разрешение конфликта. Оно может быть полным или частичным. Как и в конфликтной ситуации, предшествующей развитию инцидента, на заключительной стадии также есть четыре варианта исхода: подчинение, компромисс, прерывание конфликтных действий, интеграция.

Задание. Прочитайте материал учебника на стр. 80-81 и определите варианты прекращения конфликта.

Ситуация

Твой лучший друг не пришёл на стадион, из-за этого команда проиграла ответственный матч. Что ты скажешь другу, на которого ты обиделся? Как избежать ссоры из- за этой обиды?

Работа с рубрикой «Учимся вести себя в ситуации конфликта», с. 83

Знакомит с правилами общения в конфликтной ситуации.

Рассказ учителя.

Когда всё же трудно понять другого человека, можно обратиться к нейтральному посредни­ку.

ПОСРЕДНИК – это посторонний человек, который не   участвует в конфликте.

Практика посредничества широко используется в конфликтах между  госу­дарствами, но значительно реже к ней обращаются участники межличностных конфликтов.

 V. Закрепление знаний.

Задание 1. Произнеси слова, расставляя ударение.

Конфликт, межличностный конфликт, инцидент, посредник.

 Задание 2. Проанализируйте конфликт. (Запись мультфильмов «Контакт» и «Федорино горе»).

План анализа:

  1. Участники конфликта.
  2. Причина конфликта.
  3. Способ разрешения конфликта.
  4. Оценка способа разрешения конфликта.

 Задание 3. Попробуйте найти выход из ситуации.

Задание 4.  Перед тобой ряд слов, в различной степени связанных с понятием «конфликт». Расположи (в тетради) все слова на шкале таким образом, чтобы ближе всего к слову «конфликт» были помещены слова, более точно соответствующие данному понятию. Имей в виду, что на одной позиции могут помещаться несколько слов.

 Диспут, стычка, раздор, перебранка, столкновение, распря, брань, размолвка, сражение, несогласие, дискуссия, развал, скандал, неполадки, разногласия, ссора, нелады, схватка, перепалка, спор, потасовка.

При подведении итогов слово, находящееся на 1-м месте, получает 10 баллов, на 2-м месте — 9 баллов и так далее до 10-й позиции — 1 балл.

В своём классе подсчитайте, какое слово наберёт максимальный балл.

 Фронтальный опрос.

  • Что такое «КОНФЛИКТ»?
  • Что такое «межличностный конфликт»?
  • Что такое «инцидент»?
  • Кто такой «посредник»?
  • Назовите основные стадии развития конфликта.
  • Какие существуют виды поведения в конфликте?
  • Какой из них ты считаешь самым лучшим? Почему?
  • Чем может закончиться конфликт?

VI.Обобщение.

VII. Подведение итогов. Рефлексия.

  1. Рефлексия.
  2. Оценивание работы учащихся. Выставление отметок.
  3. Домашнее задание. Выучить записи в тетради.

Скачать презентацию к уроку можно  здесь.

Скачать конспект к уроку можно  здесь.