Рабочий материал ориентирован на использование учебника Л.Н. Боголюбова, Н.Ф. Виноградовой, Н.И. Горецкой и др. Обществознание. 8 класс учебн. для общеобр. учреждений – Просвещение, 2013.
Тема «Отклоняющееся поведение» (1 урок)
Тип урока: урок изучения нового.
Цель урока: создать условия для формирования представлений о понятиях «социальные нормы» и «отклоняющееся поведение».
Задачи урока:
- образовательная: раскрыть сущность понятия «отклоняющееся поведение», рассмотреть его отдельные формы, описать последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения, проанализировать причины негативного поведения;
- развивающая: развивать умения работать с текстом в учебнике, выбирать главное, делать несложные выводы;
- воспитательная: воспитывать интерес к здоровому образу жизни;
- коррекционная: коррекция логического мышления на основе установления причинно-следственных связей.
Оборудование: учебник Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Горецкая и др. Обществознание. 8 класс учебн. для общеобр. учреждений – Просвещение, 2013., презентация, карточки с заданиями.
Основные понятия: социальные нормы, отклоняющееся поведение, наркомания, алкоголизм.
Ход урока:
I. Орг. Момент.
План:
- Будем думать, анализировать.
- Будем работать с учебником.
- Будем строить кластер.
- Будем выполнять задания.
- Будем делать записи в тетради.
Речевая разминка.
II. Актуализация знаний
Организует беседа с учащимися по вопросам:
– Что такое социальные нормы? (Ответ. Социальные нормы – правила поведения, принятые в обществе. Они предписывают или запрещают определённый тип поведения.) (Слайд 1)
– Скажите, какими способами общество может регулировать поведение людей?
(Ответ: способы регулирования поведения:
- дозволение – указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны.
- предписание – указание на требуемое действие.
- запрет – указание на действия, которые не следует совершать. (Слайд 2)
Задание. Определите, к какому виду социальных норм относится?
- Ставить елку на Новый год.
- Платить налоги государству.
- Недопустимо использовать салфетку вместо носового платка или в качестве полотенца для сильно испачканных рук.
- Президент РФ избирается всенародным прямым голосованием.
- Правоверный мусульманин обязан 5 раз в день совершать намаз.
- Отмечать 7 января Рождество, а на Пасху красить яйца и печь кулич.
- Переходить улицу нужно сначала посмотрев налево, а потом направо.
- Не ввозить наркотики в другие страны.
- Обнаружив пожар, позвонить по телефону 01 или с сотового 010, 112, сообщить фамилию, адрес, что и где горит.
- Нельзя играть со спичками и зажигалками.
- Гражданин имеет право участвовать в голосовании с 18 лет.
– Как осуществляется социальный контроль?
– Какую роль в нем играют санкции?
— Соблюдение данных норм обычно обеспечивается внутренними убеждениями людей либо путем применения к ним социальных поощрений и социальных наказаний в виде так называемых социальных санкций. Под социальной санкцией обычно понимается реакция общества или социальной группы на поведение индивида в общественно значимой ситуации. По своему содержанию санкции могут быть позитивными (поощрительными) и негативными (наказывающими).
– А, ЭТО поведение можно назвать социальной нормой? (Слайд 3)
— Поведение, которое не согласуется с социальными нормами, называется ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ. (Слайд 4)
— Тема сегодняшнего урока «Отклоняющееся поведение». (Слайд 5)
План
- Отклоняющееся поведение.
- Алкоголизм, наркомания.
- Причины отклоняющегося поведения.
— Каковы цели урока?
III. Изучение нового.
Работа с учебником. Учащиеся на протяжении урока составляют кластер.
- Отклоняющееся поведение
Записи в тетради.
ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ – это поведение, которое не согласуется с социальными нормами.
Беседа.
— Учёные изучали отклоняющееся поведение школьников. Они задавали пятиклассникам и десятиклассникам вопрос: Какие формы отклоняющегося поведения наиболее распространены среди ваших сверстников? Ответы учащихся приведены в графическом виде.
— Сделайте выводы о результатах опроса.
— Как бы вы сами ответили на этот вопрос? Свой ответ обоснуйте.
— Приведите свои различные примеры отклоняющегося поведения.
Примеры:
- Перешел улицу на красный свет.
- Развел костер в неположенном месте.
- Публично оскорбил пожилого человека.
- Нарушений правил поведения в школе: игра в телефон на уроке и т.д.
— Из всего многообразия форм отклоняющегося поведения социологи выделяют отдельные группы, характеризуя….
Записи в тетради.
Проявления отклоняющегося поведения:
- на уровне личности (подросток стал заядлым курильщиком)
- малых группах (пьющие родители перестали заботиться о детях)
- на уровне государства (чиновник вымогает взятку)
Каковы последствия отклоняющегося поведения?
- не причиняет вреда обществу
- причиняет вред обществу
- причиняет вред и человеку и обществу
2. Алкоголизм, наркомания.
- Наиболее опасные формы отклоняющегося поведения: алкоголизм и наркомания.
Работа с учебником.
Задание. Прочитайте материал учебника на стр. 208-210 и ответьте на вопросы.
- Как возникает алкоголизм?
- Какое влияние оказывает алкоголь на организм?
(Материал на стр. 209 «Мнения»)
- Каковы социальные последствия алкоголизма?
(Материал на стр. 210 «Факты»)
- Чем наркомания отличается от алкоголизма?
Дополнительный материал
- У подростков, молодых людей риск развития алкогольной зависимости оказывается в 1,5 раза выше, чем у людей в возрасте 30—35 лет.
- У девушек и женщин зависимость от алкоголя формируется быстрее, чем у юношей и мужчин.
- В последнее время врачи и педагоги с тревогой говорят о распространении пивного алкоголизма у школьников 12—14 лет.
Любителям пива
Помните, что пиво вовсе не так безобидно, как порой кажется. Во-первых, общее количество алкоголя после огромных порций пива достаточно велико: 0,5 литра пива соответствует 60—80 граммам водки. Во-вторых, не забывайте, что это очень калорийный напиток. Постоянные потребители пива быстро толстеют, стенки желудка от пива растягиваются. И в-третьих, обратите внимание на наблюдение немецкого психотерапевта Э. Крепелина: 45% его пациентов стали алкоголиками в результате того, что регулярно и много пили пиво.
Дополнительный материал
- У 25—30-летних родителей, пробовавших в 15—16-летнем возрасте наркотики, риск рождения ребёнка с физическими или психическими отклонениями повышается в 2—3 раза.
- Эффективность лечения наркомании, даже с использованием самых современных методик, очень невелика — всего 15—20% (т. е. удаётся вылечить одного-двух человек из десяти).
3. Причины отклоняющегося поведения.
- Человек не думает о негативных последствиях и своём будущем.
- Молодые люди переоценивают свою силу воли
- Склонность к риску у молодёжи.
- Нежелание отставать от других.
- Неблагополучные семьи
- Переоценка жизненных ценностей
- Стремление любыми (асоциальными) способами достичь цели.
III. Закрепление.
Задание 1. Правильно назови слова, расставляя ударение.
Социальные нормы, отклоняющееся поведение.
Фронтальный опрос:
- Правила поведения, принятые в обществе. Они предписывают или запрещают определённый тип поведения – это …..?
- Поведение, которое не согласуется с социальными нормами – это …..?.
- Как может проявляться отклоняющееся поведение?
- Каковы последствия отклоняющегося поведения?
- Отклоняющееся поведение, которое причиняет вред и человеку и обществу – это …..?
- Почему люди так делают?
Задание 2. ПРОЧТИТЕ И ПОДУМАЙТЕ.
1. От павлина к свинье
Вино сообщает каждому, кто пьет его, четыре качества. Вначале человек становится похожим на павлина — он пыжится, его движения плавны и величавы. Затем он приобретает характер обезьяны и начинает со всеми шутить и заигрывать. Потом он уподобляется льву и становится самонадеянным, гордым, уверенным в своей силе. Но в заключение он превращается в свинью и, подобно ей, валяется в грязи.
Абу-ль-Фарадж
2. Русский психиатр Павел Иванович Ковалевский (1847—1923) говорил: «Пьянство есть величайшее зло для человека, общества и государства». Постарайтесь объяснить, в чем заключается это зло: а) для человека; б) для общества; в) для государства.
3. Бенджамин Франклин писал: «Трезвость кладет дрова в печку, мясо — в кастрюлю, хлеб — на стол, деньги — в кошелек, силу — в тело, одежду — на спину, ум — в голову, довольство — в семью». Как Вы это понимаете?
Задание 3. ПОПЫТАЙСЯ ПОСПОРИТЬ.
• Не обязательно становиться наркоманом, можно только попробовать и прекратить.
• Многие потребляют наркотики и ничего — живы.
• Пить да гулять, добра наживать (старинный тост).
• Нужно принять закон, запрещающий пьянство.
Задание 4. РЕШИТЕ ПРОБЛЕМУ.
Четверо друзей из одного двора решили встреться в новогоднюю ночь, чтобы покататься с горки. Саша зашел за Андреем, затем вместе они пошли за Сергеем и Мишей, Михаил что-то долго копался в своей комнате, наконец вышли на улицу. «А я что-то для вас припас», — гордо сказал Миша и достал спрятанную под курткой бутылку с вином. «Вот это да!» — восхитился Андрюха. Сережа смутился, а Сашка решительно заявил «……………………..» Напишите, какие аргументы может привести Саша, чтобы убедить своих друзей отказаться от спиртного.
IV. Обобщение. Итог урока.
- Рефлексия. У каждого ученика лист с двумя шкалами.
— Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался.
— А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу.
2. Оценивание работы учащихся. Выставление отметок.
3. Домашнее задание. Выучить записи в тетради.
Скачать презентацию можно здесь.
Скачать конспект урока можно здесь.