Рабочий материал ориентирован на использование учебника Л.Н. Боголюбова, Н.Ф. Виноградовой, Н.И. Горецкой и др. Обществознание. 8 класс учебн.  для общеобр. учреждений – Просвещение, 2013.


Тема «Отклоняющееся поведение» (1 урок)

Тип урока: урок изучения нового.

Цель урока: создать условия для формирования представлений о понятиях «социальные нормы» и «отклоняющееся поведение».

Задачи урока:

  • образовательная: раскрыть сущность понятия «отклоняющееся поведение», рассмотреть его отдельные формы, описать последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения,  проанализировать причины негативного поведения;
  • развивающая: развивать умения работать с текстом в учебнике, выбирать главное, делать несложные выводы;
  • воспитательная: воспитывать интерес к здоровому образу жизни;
  • коррекционная: коррекция логического мышления на основе установления причинно-следственных связей.

Оборудование: учебник Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Горецкая и др. Обществознание. 8 класс учебн. для общеобр. учреждений – Просвещение, 2013., презентация, карточки с заданиями.

Основные понятия: социальные нормы, отклоняющееся поведение, наркомания, алкоголизм.

Ход урока:

I. Орг. Момент.

План:

  • Будем думать, анализировать.
  • Будем работать с учебником.
  • Будем строить кластер.
  • Будем выполнять задания.
  • Будем делать записи в тетради.

Речевая разминка.

II. Актуализация знаний

Организует беседа с учащимися по вопросам:

– Что такое социальные нормы? (Ответ. Социальные нормы – правила поведения, принятые в обществе. Они предписывают или запрещают определённый тип поведения.) (Слайд 1)

–  Скажите, какими способами общество может регулировать поведение людей?

(Ответ: способы регулирования поведения:

  1. дозволение – указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны.
  2. предписание – указание на требуемое действие.
  3. запрет – указание на действия, которые не следует совершать. (Слайд 2)

 Задание. Определите, к какому виду социальных норм относится?

  1. Ставить елку на Новый год.
  2. Платить налоги государству.
  3. Недопустимо использовать салфетку вместо носового платка или в качестве полотенца для сильно испачканных рук.
  4. Президент РФ избирается всенародным прямым голосованием.
  5. Правоверный мусульманин обязан 5 раз в день совершать намаз.
  6. Отмечать 7 января Рождество, а на Пасху красить яйца и печь кулич.
  7. Переходить улицу нужно сначала посмотрев налево, а потом направо.
  8. Не ввозить наркотики в другие страны.
  9. Обнаружив пожар, позвонить по телефону 01 или с сотового 010, 112, сообщить фамилию, адрес, что и где горит.
  10. Нельзя играть со спичками и зажигалками.
  11. Гражданин имеет право участвовать в голосовании с 18 лет.

– Как осуществляется социальный контроль?

– Какую роль в нем играют санкции?

—  Соблюдение данных норм обычно обеспечивается внутренними убеждениями людей либо путем применения к ним социальных поощрений и социальных наказаний в виде так называемых социальных санкций. Под социальной санкцией обычно понимается реакция общества или социальной группы на поведение индивида в общественно значимой ситуации. По своему содержанию санкции могут быть позитивными (поощрительными) и негативными (наказывающими).

–  А, ЭТО поведение можно назвать социальной нормой? (Слайд 3)

— Поведение, которое не согласуется с социальными нормами, называется ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ. (Слайд 4)

— Тема сегодняшнего урока «Отклоняющееся поведение». (Слайд 5)

План

  1. Отклоняющееся поведение.
  2. Алкоголизм, наркомания.
  3. Причины отклоняющегося поведения.

— Каковы цели урока?

 III. Изучение нового.

Работа с учебником. Учащиеся на протяжении урока составляют кластер.

  1. Отклоняющееся поведение

Записи в тетради.

ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ – это поведение, которое не согласуется с социальными нормами.

Беседа.

— Учёные изучали отклоняющееся поведение школьников. Они задавали пятиклассникам и десятиклассникам вопрос: Какие формы отклоняющегося поведения наиболее распространены среди ваших сверстников? Ответы учащихся приведены в графическом виде.

— Сделайте выводы о результатах опроса.

— Как бы вы сами ответили на этот вопрос? Свой ответ обоснуйте.

— Приведите свои различные при­меры отклоняющегося поведения.

Примеры:

  1. Перешел улицу на красный свет.
  2. Развел костер в неположенном месте.
  3. Публично оскорбил пожилого человека.
  4. Нарушений правил поведения в школе: игра в телефон на уроке и т.д.

 — Из всего многообразия форм отклоняющегося поведения социологи выделяют отдельные группы, характеризуя….

 Записи в тетради.

Про­явления отклоняющегося поведения:

  • на уровне личности (подросток стал заядлым курильщиком)
  • малых группах (пьющие родители перестали заботиться о детях)
  • на уровне государства (чиновник вымогает взятку)

 Каковы последствия отклоняющегося поведения?

  • не причиняет вреда обществу
  • причиняет вред обществу
  • причиняет вред и человеку и обществу

 2. Алкоголизм, наркомания.

  • Наиболее опасные формы отклоняющегося поведения: алкоголизм и наркомания.

Работа с учебником.

Задание. Прочитайте материал учебника на стр. 208-210 и ответьте на вопросы.

  1. Как возникает алкоголизм?
  2. Какое влияние оказывает алкоголь на организм?

(Материал на стр. 209 «Мнения»)

  1. Каковы социальные последствия алкоголизма?

 (Материал на стр. 210 «Факты»)

  1. Чем наркомания отличается от алкоголизма?

Дополнительный материал

  • У подростков, молодых людей риск развития алкогольной за­висимости оказывается в 1,5 раза выше, чем у людей в возрасте 30—35 лет.
  • У девушек и женщин зависимость от алкоголя формируется быстрее, чем у юношей и мужчин.
  • В последнее время врачи и педагоги с тревогой говорят о распространении пивного алкоголизма у школьников 12—14 лет.

Любителям пива

Помните, что пиво вовсе не так безобидно, как порой кажется. Во-первых, общее количество алкоголя после огромных порций пива достаточно велико: 0,5 литра пива соответствует 60—80 граммам водки. Во-вторых, не забывайте, что это очень калорийный напиток. Постоянные потребители пива быстро толстеют, стенки желудка от пива растягиваются. И в-третьих, обратите внимание на наблюдение немецкого психотерапевта Э. Крепелина: 45% его пациентов стали алкоголиками в результате того, что регулярно и много пили пиво.

Дополнительный материал

  • У 25—30-летних родителей, пробовавших в 15—16-летнем воз­расте наркотики, риск рождения ребёнка с физическими или психи­ческими отклонениями повышается в 2—3 раза.
  • Эффективность лечения наркомании, даже с использовани­ем самых современных методик, очень невелика — всего 15—20% (т. е. удаётся вылечить одного-двух человек из десяти).

3. Причины отклоняющегося поведения.

  • Человек не думает о негативных последствиях и своём будущем.
  • Молодые люди переоценивают свою силу воли
  • Склонность к риску у молодёжи.
  • Нежелание отставать от других.
  • Неблагополучные семьи
  • Переоценка жизненных ценностей
  • Стремление любыми (асоциальными) способами достичь цели.

III. Закрепление.

Задание 1. Правильно назови слова, расставляя ударение.

Социальные нормы, отклоняющееся поведение.

Фронтальный опрос:

  • Правила поведения, принятые в обществе. Они предписывают или запрещают определённый тип поведения – это …..?
  • Поведение, которое не согласуется с социальными нормами – это …..?.
  • Как может проявляться отклоняющееся поведение?
  • Каковы последствия отклоняющегося поведения?
  • Отклоняющееся поведение, которое причиняет вред и человеку и обществу – это …..?
  • Почему люди так делают?

Задание 2. ПРОЧТИТЕ И ПОДУМАЙТЕ.

1. От павлина к свинье

 Вино сообщает каждому, кто пьет его, четыре качества. Вначале человек становится похожим на павлина — он пыжится, его движения плавны и величавы. Затем он приобретает характер обезьяны и начинает со всеми шутить и заигрывать. Потом он уподобляется льву и становится самонадеянным, гордым, уверенным в своей силе. Но в заключение он превращается в свинью и, подобно ей, валяется в грязи.

Абу-ль-Фарадж

2. Русский психиатр Павел Иванович Ковалевский (1847—1923) говорил: «Пьянство есть величайшее зло для человека, общества и государства». Постарайтесь объяснить, в чем заключается это зло: а) для человека; б) для общества; в) для государства.

3. Бенджамин Франклин писал: «Трезвость кладет дрова в печку, мясо — в кастрюлю, хлеб — на стол, деньги — в кошелек, силу — в тело, одежду — на спину, ум — в голову, довольство — в семью». Как Вы это понимаете?

Задание 3. ПОПЫТАЙСЯ ПОСПОРИТЬ.

•      Не обязательно становиться наркоманом, можно только попробовать и прекратить.

•      Многие потребляют наркотики и ничего — живы.

•      Пить да гулять, добра наживать (старинный тост).

•      Нужно принять закон, запрещающий пьянство.

Задание 4. РЕШИТЕ ПРОБЛЕМУ.

Четверо друзей из одного двора решили встреться в новогоднюю ночь, чтобы покататься с горки. Саша зашел за Андреем, затем вместе они пошли за Сергеем и Мишей, Михаил что-то долго копался в своей комнате, наконец вышли на улицу. «А я что-то для вас припас», — гордо сказал Миша и достал спрятанную под курткой бутылку с вином. «Вот это да!» — восхитился Андрюха. Сережа смутился, а Сашка решительно заявил «……………………..» Напишите, какие аргументы может привести Саша, чтобы убедить своих друзей отказаться от спиртного.

 IV. Обобщение. Итог урока.

  1. Рефлексия. У каждого ученика лист с двумя шкалами.

— Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался.

— А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу.

2. Оценивание работы учащихся. Выставление отметок.

3. Домашнее задание. Выучить записи в тетради.


Скачать презентацию можно здесь.

Скачать конспект урока можно здесь.