Рабочий материал ориентирован на использование учебника Л.Н. Боголюбова, Н.Ф. Виноградовой, Н.И. Горецкой и др. Обществознание. 5 класс учебн. для общеобр. учреждений – Просвещение, 2013.
Уроки 4-5. «Отрочество – особая пора жизни»
Тип урока: комбинированный урок.
Цели:
- образовательная: сформировать представление о подростковом возрасте, познакомить с характерными физическими и психологическими чертами подростков; дать представление о том, как переходный возраст влияет на процесс социализации подростка; рассмотреть самостоятельность как показатель взрослости;
- развивающая: развивать умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; формулировать свою точку зрения;
- воспитательная: воспитывать уважение к мнению и позиции других; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- коррекционная: коррекция мышления на основе аналитико-синтетической деятельности.
Оборудование: учебник Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Горецкая и др. Обществознание. 5 класс учебн. для общеобр. учреждений – Просвещение, 2013; таблички со словами.
Основные понятия: подростковый возраст, подросток, отрочество, самостоятельность.
Ход урока:
I. Оргмомент. Слуховая проверка.
- Прошу садиться. Наденьте наушники, включите аппараты. Приготовьтесь к уроку. Все готовы? Внимание! Слуховая проверка (за экраном):
- Как вы меня слышите?
- Кто сегодня дежурный? (Лена)
- Кто отсутствует на уроке? (Ваня)
- Какой сейчас будет урок?
- Какую тему мы изучали на прошлом уроке?
…….
III. Речевая разминка.
Задание. Произнесите термины, расставляя ударение.
Общество, обществознание, социальный, биологический, биосоциальный, наследственность.
III. Проверка изученного ранее.
Задание 1. Определите термин.
- это способность организмов передавать свои признаки и особенности развития потомству (Наследственность)
- это все люди в прошлом, будущем и настоящем (Общество).
- это наука, которая изучает общество и общественные процессы (Обществознание).
IV. Подготовка к восприятию нового материала. Целевая установка.
- Определите тему урока.
Слайд.
- Как Вы думаете, в каком периоде жизни человека находитесь Вы? (Отрочество)
- Тема нашего урока «Отрочество – особая пора жизни».
- Предположите, что мы будем изучать на уроке.
- Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ответы учеников.)
- Внимание! Послушайте план урока.
Слайд.
ПЛАН:
- Отрочество – период жизни человека.
- Особенности отрочества.
- Самостоятельность.
V. Изучение нового материала.
1.Отрочество – период жизни человека.
- Возраст, в который вы вступили, называется подростковым. В психологии и педагогике под подростковым принято понимать возраст от 10 до 15 лет.
Слайд.
Подростковый возраст – это период жизни человека от 10 до 15 лет.
Слайд.
Подросток – это ребёнок в возрасте от 10 до 15 лет.
Слайд.
- Этот возраст ещё называют «переходным».
- Как вы думаете, почему его называют переходным возрастом?
(Выслушиваются ответы учеников и подводятся итоги обсуждения.)
- Действительно, этот возраст называют переходным, так как он ведет человека от мира детства в мир взрослой жизни, которая требует самостоятельного принятия решений, выработки собственных ценностей, идеалов, мировоззрения, отношения к миру.
Слайд.
- В большинстве европейских стран подростков именуют тинейджерами.
- В нашей стране в старину подростков называли отроками, а соответствующий период жизни — отрочеством.
Слайд.
Задание. Прочитайте материал учебника § 2. Выделите этапы подросткового периода, заполните таблицу.
(Проверка выполнения задания, заполнение таблицы.)
2. Особенности отрочества.
Слайд.
- Легко ли быть подростком?
Слайд.
Задание. Выберите высказывание, которое, по Вашему мнению, характеризует подростка.
- Подростки — народ спокойный и рассудительный, с ними легко и быстро можно решить любую проблему.
- Подросток – человек противоречивый, он склонен к быстрой смене настроения, любит поспорить и поупрямиться, а порой и покапризничать.
Слайд.
Особенности подросткового возраста:
- чувство взрослости
- физиологические изменения
- быстрая смена настроения
- быстрая утомляемость, усталость
- интерес к противоположному полу
- отрочество — пора мечтаний
Игра «Да — нет». Работая с текстом учебника, определите, какие черты характерны для подросткового возраста. (Вопросы задает учитель, ученики отвечают «да» или «нет», параллельно учитель указывает, к какой особенности подросткового возраста относится то или иное утверждение).
Вопросы:
- Подросток хочет приобщиться к миру взрослых, узнать о нём как можно больше, стать его равноправным членом. (Да/ Нет)
- Общение со взрослыми становится для подростка более привлекательным, чем общение с детьми. (Да/ Нет)
- Завершается путь к биологической зрелости т. е. готовности организма стать взрослым. (Да/ Нет)
- В подростковом возрасте мальчики и девочки быстро растут. (Да/ Нет)
- В подростковом возрасте вначале быстрее растут девочки, а мальчики начинают быстро расти к 15 годам. (Да/ Нет)
- В подростковом возрасте увеличивается и масса тела (вес). (Да/ Нет)
- В подростковом возрасте очень быстро растёт скелет. (Да/ Нет)
- В подростковом возрасте изменяется нервная система, поэтому у подростка наблюдается резкая смена настроений. (Да/ Нет)
- В подростковом возрасте необходимо соблюдать режим дня, правильно распределять труд и отдых. (Да/ Нет)
- Подросток любит мечтать. (Да/ Нет)
Задание. Запиши на листе бумаги всё, о чём ты мечтаешь. Оцени свои мечты: посмотри, чего в списке больше — желаний приобрести модные вещи, ценности, отдыхать и путешествовать или желаний, связанных с учёбой, будущей профессией, общением с друзьями и интересными взрослыми людьми.
11. В подростковом возрасте пробуждается интерес человека к другому полу. (Да/ Нет)
12. В подростковом возрасте возникает дружба мальчиков с девочками. (Да/ Нет)
13. Подростки хотят нравиться друг другу, следят за своей внешностью, любят носить модные вещи, наряжаться. (Да/ Нет)
- Следить за своим внешним видом — дело хорошее, но мальчики должны проявлять и качества будущих мужчин: помогать слабому полу, брать на себя тяжёлую работу, защищать девочек, если потребуется.
Задание. Прочитай стихотворение Агнии Барто «Рыцари»:
В коридоре, в классе ли —
Всюду стены красили,
Тёрли краску, тёрли мел,
Каждый делал, что умел.
Труд делили поровну
Мальчики и девочки.
Шкаф тащили в сторону
Девочки, девочки.
Шкаф тяжёлый с книгами,
С книгами
Три девчонки двигали,
Двигали.
А два парня-крепыша
Стул тащили не спеша.
Отдыхали девочки,
Отдыхали мальчики:
Девочки — на лавочке,
Парни — на диванчике.
Как ты считаешь, можно ли назвать поведение мальчиков, о которых говорится в стихотворении, достойным, рыцарским? Доводилось ли тебе быть участником или свидетелем подобной ситуации? Выскажи своё мнение, в чём может быть причина такого поведения.
3. Самостоятельность.
- Как вы понимаете слово самостоятельность?
(Ответы учеников, составление схемы.)
- Обратимся к рубрике «Картинная галерея» на с. 19 учебника. Внимательно рассмотрите репродукцию картины П.А. Федотова «Свежий кавалер».
- Можно ли этого взрослого человека, изображенного на картине, назвать самостоятельным? (Ответы учеников.)
Слайд.
Самостоятельность – это умение: принимать важные решения, просить необходимую помощь, ставить цели и добиваться их, оценивать свои действия и поведение, справляться с трудностями, уверенность в себе и желание пробовать незнакомое дело.
- К сожалению, не все подростки правильно понимают суть понятия самостоятельность. Очень часто они трактуют ее как непослушание, желание все сделать по-своему.
Тест «Насколько вы самостоятельны»
- А вам интересно узнать, насколько вы самостоятельны?
- Давайте проверим это с помощью теста. Он поможет определить, являетесь ли вы уже вполне взрослыми и самостоятельными людьми, способными полностью о себе позаботиться, или все еще остаетесь детьми, за которыми нужен глаз да глаз.
- Внимательно выслушайте вопрос. Вспомните, как вы ведете себя в указанных ситуациях (важны именно ваши поступки, а не желания), и выберите один вариант ответа из четырех, записав его в тетрадь.
Тест:
- Как ты просыпаешься по утрам?
а) Просыпаюсь рано, чтобы не опоздать в школу. Мне не нужны для этого ни звонок будильника, ни уговоры родителей. (7 баллов)
б) Стараюсь с вечера завести будильник, чтобы не проспать, или прошу маму разбудить меня в нужное время. (5 баллов)
в) Будильник не завожу — все равно не слышу, как он звенит. Маме по утрам приходится стаскивать с меня одеяло, чтобы я наконец оторвал(а) голову от подушки. (3 балла)
- Кто готовит тебе завтрак?
а) Готовлю его себе сам(а), я умею и люблю это делать. (7 баллов)
б) Чаще готовит мама, но я и сам(а) могу в случае необходимости что-нибудь приготовить — не отправляться же в школу голодным(ой). (5 баллов)
в) Утром я способен (способна) разве что размешать ложечкой сахар в чашке чая. Так что если мама не приготовит завтрак, отправлюсь в школу голодным(ой) и несчаст- ным(ой). (3 балла)
- Когда ты собираешь необходимые тебе для занятий учебники и тетрадки?
а) Только вечером, иначе обязательно что-нибудь да забуду. (7 баллов)
б) Получается по-разному, а потому иногда, придя на занятия, не могу найти то, что мне необходимо: то дневник дома оставлю, то учебник. (5 баллов)
в) Да я его и не собираю: у меня всего-то пара тетрадей, и сразу по всем предметам. А носить учебники в школу вообще незачем — только тяжесть лишняя. (3 балла)
- Кто наводит порядок в твоей комнате?
а) Конечно, я сам(а). Только в этом случае могу быть полностью уверен(а), что каждая вещь находится на своем месте и я запросто ее отыщу. (7 баллов)
б) Вообще-то, я не против наведения порядка в своей комнате. Но когда за меня это делает кто-нибудь другой, не возражаю. (5 баллов)
в) Навести порядок в комнате мне самому(ой) просто не под силу. Да и таких, кто готов рискнуть это сделать, тоже немного. (3 балла).
- Кто решает, что тебе надеть завтра в школу?
а) Только я сам(а). Не хватало еще, чтобы кто-то распоряжался моим гардеробом. (7 баллов)
б) Не вижу ничего страшного в том, чтобы посоветоваться с родителями. Но окончательный выбор остается за мной. (5 баллов)
в) Зачем решать заранее? Проснулся утром, выглянул в окно, а потом залез в шкаф и достал оттуда то, в чем не будет холодно. (3 балла)
От 15 до 20 баллов. Ты человек далеко не самостоятельный и нуждаешься в родительской опеке. Хотя, скорее всего, ты с негодованием относишься к попыткам старших объяснить тебе, что такое режим, дисциплина и обязанности. Напрасно ты так кипятишься. Самое время внять родительским увещеваниям и сделать над собой усилие. Пора немного повзрослеть.
От 21 до 29 баллов. Ты типичный подросток и требуешь внимания и заботы не больше и не меньше, чем большинство твоих сверстников. Однако ты прекрасно понимаешь, что тебе еще предстоит научиться делать много вещей самостоятельно и потихоньку слезать с родительской шеи. И самое главное — попытки сделать это ты уже предпринимаешь.
От 30 до 35 баллов. Если ты не лукавил(а), отвечая на вопросы, то такое количество баллов свидетельствует о том, что твои родители не могут на тебя нарадоваться. Ты почти не доставляешь им хлопот и умеешь самостоятельно справляться со многими проблемами. Однако не становись чересчур уж серьезным(ой), ведь повзрослеть ты еще успеешь, и тогда никто и не подумает сделать хоть что-то вместо тебя.
- Итак, вернёмся к нашему заданию.
Задание. Выберите высказывание, которое, по Вашему мнению, характеризует подростка.
- Подростки — народ спокойный и рассудительный, с ними легко и быстро можно решить любую проблему.
- Подросток – человек противоречивый, он склонен к быстрой смене настроения, любит поспорить и поупрямиться, а порой и покапризничать.
(Ответы учеников.)
VI. Закрепление.
Задание. Правильно произнеси слова, расставляя ударение.
Подростковый возраст, подросток, отрочество, самостоятельность.
Фронтальный опрос.
- Что такое подростковый возраст?
- Кого можно назвать подростком?
- Почему подростковый возраст ещё называют «переходным»?
- Как в нашей стране в старину называли подростков и их соответствующий период жизни?
- Назовите этапы подросткового периода.
- Каковы особенности подросткового возраста?
- Что такое самостоятельность?
VII. Обобщение. Итог урока.
- Рефлексия.
- Оценивание работы учащихся. Выставление отметок.
- Домашнее задание. Выучить определения в тетради.
Скачать презентацию к уроку можно здесь.
Скачать конспект к уроку можно здесь.