Рабочий материал ориентирован на использование учебника Л.Н. Боголюбова, Н.Ф. Виноградовой, Н.И. Горецкой и др. Обществознание. 5 класс учебн. для общеобр. учреждений – Просвещение, 2013.


Уроки 4-5. «Отрочество – особая пора жизни»

 Тип урока: комбинированный урок.

Цели:

  • образовательная: сформировать представление о подростковом возрасте, познакомить с характерными физическими и психологическими чертами подростков; дать представление о том, как переходный возраст влияет на процесс социализации подростка; рассмотреть самостоятельность как показатель взрослости;
  • развивающая: развивать умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; формулировать свою точку зрения;
  • воспитательная: воспитывать уважение к мнению и позиции других; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • коррекционная: коррекция мышления на основе аналитико-синтетической деятельности.

Оборудование:  учебник Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Горецкая и др. Обществознание. 5 класс учебн. для общеобр. учреждений – Просвещение, 2013; таблички со словами.

Основные понятия:   подростковый возраст, подросток, отрочество, самостоятельность.

 Ход урока:

I. Оргмомент. Слуховая проверка.

  • Прошу садиться. Наденьте наушники, включите аппараты. Приготовьтесь к уроку. Все готовы? Внимание! Слуховая проверка (за экраном):
  • Как вы меня слышите?
  • Кто сегодня дежурный? (Лена)
  • Кто отсутствует на уроке? (Ваня)
  • Какой сейчас будет урок?
  • Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

…….

III. Речевая разминка.

Задание. Произнесите термины, расставляя ударение.

Общество, обществознание, социальный, биологический, биосоциальный, наследственность.

III. Проверка изученного ранее.

Задание 1. Определите термин.

  • это способность организмов передавать свои признаки и особенности развития потомству (Наследственность)
  • это все люди в прошлом, будущем и настоящем (Общество).
  • это наука, которая изучает общество и общественные процессы (Обществознание).

IV. Подготовка к восприятию нового материала. Целевая установка.

  • Определите тему урока.

Слайд.

  • Как Вы думаете, в каком периоде жизни человека находитесь Вы? (Отрочество)
  • Тема нашего урока «Отрочество – особая пора жизни».
  • Предположите, что мы будем изучать на уроке.
  • Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ответы учеников.)

  • Внимание! Послушайте план урока.

 Слайд.

ПЛАН:

  1. Отрочество – период жизни человека.
  2. Особенности отрочества.
  3. Самостоятельность.

 V. Изучение нового материала.

 1.Отрочество – период жизни человека.

  • Возраст, в который вы вступили, называется подростковым. В психологии и педагогике под подростковым принято понимать возраст от 10 до 15 лет.

 Слайд.

Подростковый возраст – это период жизни человека от 10 до 15 лет.

Слайд.

Подросток – это ребёнок в возрасте от 10 до 15 лет.

 Слайд.

  • Этот возраст ещё называют «переходным».
  • Как вы думаете, почему его называют переходным возрастом?

(Выслушиваются ответы учеников и подводятся итоги обсуждения.)

  • Действительно, этот возраст называют переходным, так как он ведет человека от мира детства в мир взрослой жизни, которая требует самостоятельного принятия решений, выработки собственных ценностей, идеалов, мировоззрения, отношения к миру.

 Слайд.

  • В большинстве европейских стран подростков именуют тинейджерами.
  • В нашей стране в старину подростков называли отроками, а соответствующий период жизни — отрочеством.

Слайд.

Задание. Прочитайте материал учебника § 2. Выделите этапы подросткового периода, заполните таблицу.

(Проверка выполнения задания, заполнение таблицы.)

2. Особенности отрочества.

Слайд.

  • Легко ли быть подростком?

 Слайд.

Задание. Выберите высказывание, которое, по Вашему мнению, характеризует подростка.

  • Подростки — народ спокойный и рассудительный, с ними легко и быстро можно решить любую проблему.
  • Подросток – человек противоречивый, он склонен к быстрой смене настроения, любит поспорить и поупрямиться, а порой и покапризничать.

Слайд.

Особенности подросткового возраста:

  • чувство взрослости
  • физиологические изменения
  • быстрая смена настроения
  • быстрая утомляемость, усталость
  • интерес к противоположному полу
  • отрочество — пора мечтаний

Игра «Да — нет». Работая с текстом учебника, определите, какие черты характерны для подросткового возраста. (Вопросы задает учитель, ученики отвечают «да» или «нет», параллельно учитель указывает, к какой особенности подросткового возраста относится то или иное утверждение).

Вопросы:

  1. Подросток хочет приобщиться к миру взрослых, узнать о нём как можно больше, стать его равноправ­ным членом. (Да/ Нет)
  2. Общение со взрослыми стано­вится для подростка более привлекательным, чем общение с детьми. (Да/ Нет)
  3. Завершается путь к биологической зрелости т. е. готовности организма стать взрослым. (Да/ Нет)
  4. В подростковом возрасте мальчики и девочки быстро растут. (Да/ Нет)
  5. В подростковом возрасте вначале быстрее растут девочки, а мальчики начинают быстро расти к 15 годам. (Да/ Нет)
  6. В подростковом возрасте увеличивается и масса тела (вес). (Да/ Нет)
  7. В подростковом возрасте очень быстро растёт скелет. (Да/ Нет)
  8. В подростковом возрасте изменяется нервная система, поэтому у подростка наблюдается  резкая смена настроений. (Да/ Нет)
  9. В подростковом возрасте необходимо соблюдать режим дня, правильно распределять труд и отдых. (Да/ Нет)
  10. Подросток любит мечтать. (Да/ Нет)

Задание. Запиши на листе бумаги всё, о чём ты мечтаешь. Оцени свои мечты: посмотри, чего в списке больше — желаний приобрести модные вещи, ценности, отдыхать и путешествовать или желаний, связанных с учёбой, будущей профессией, общением с друзьями и интересными взрослыми людьми.

       11. В подростковом возрасте пробуждается интерес человека к другому полу. (Да/ Нет)

       12. В подростковом возрасте возникает дружба мальчиков с девочками. (Да/ Нет)

       13. Подростки хотят нравиться друг другу, следят за своей внешностью, любят носить модные вещи, наряжаться. (Да/ Нет)

  • Следить за своим внешним видом — дело хорошее, но мальчики должны проявлять и качества будущих мужчин: помогать слабому полу, брать на себя тяжёлую работу, защищать девочек, если потребуется.

Задание. Прочитай стихотворение Агнии Барто «Рыцари»:

В коридоре, в классе ли —

Всюду стены красили,

Тёрли краску, тёрли мел,

Каждый делал, что умел.

Труд делили поровну

Мальчики и девочки.

Шкаф тащили в сторону

Девочки, девочки.

Шкаф тяжёлый с книгами,

С книгами

Три девчонки двигали,

Двигали.

А два парня-крепыша

Стул тащили не спеша.

Отдыхали девочки,

Отдыхали мальчики:

Девочки — на лавочке,

Парни — на диванчике.

Как ты считаешь, можно ли назвать поведение мальчиков, о которых говорится в стихотворении, достойным, рыцарским? Доводилось ли тебе быть участником или свидетелем подобной ситуации? Выскажи своё мнение, в чём может быть причина такого поведения.

 3. Самостоятельность.

  • Как вы понимаете слово самостоятельность?

(Ответы учеников, составление схемы.)

  • Обратимся к рубрике «Картинная галерея» на с. 19 учеб­ника. Внимательно рассмотрите репродукцию картины П.А. Федотова «Свежий кавалер».
  • Можно ли этого взрослого человека, изображенного на кар­тине, назвать самостоятельным? (Ответы учеников.)

 Слайд.

Самостоятельность – это умение: принимать важные решения, просить необходимую помощь, ставить цели и добиваться их, оценивать свои действия и поведение, справляться с трудностями, уверенность в себе и желание пробовать незнакомое дело.

  • К сожалению, не все подростки правильно понимают суть понятия самостоятельность. Очень часто они трактуют ее как непослушание, желание все сделать по-своему.

Тест «Насколько вы самостоятельны»

  • А вам интересно узнать, насколько вы самостоятельны?
  • Давайте проверим это с помощью теста. Он поможет опреде­лить, являетесь ли вы уже вполне взрослыми и самостоятельными людьми, способными полностью о себе позаботиться, или все еще остаетесь детьми, за которыми нужен глаз да глаз.
  • Внимательно выслушайте вопрос. Вспомните, как вы ведете себя в указанных ситуациях (важны именно ваши поступки, а не желания), и выберите один вариант ответа из четырех, записав его в тетрадь.

Тест:

  1. Как ты просыпаешься по утрам?

а) Просыпаюсь рано, чтобы не опоздать в школу. Мне не нужны для этого ни звонок будильника, ни уговоры родителей. (7 баллов)

б) Стараюсь с вечера завести будильник, чтобы не проспать, или прошу маму разбудить меня в нужное время. (5 баллов)

в)  Будильник не завожу — все равно не слышу, как он звенит. Маме по утрам приходится стаскивать с меня одеяло, чтобы я наконец оторвал(а) голову от подушки. (3 балла)

  1. Кто готовит тебе завтрак?

а) Готовлю его себе сам(а), я умею и люблю это делать. (7 баллов)

б) Чаще готовит мама, но я и сам(а) могу в случае необхо­димости что-нибудь приготовить — не отправляться же в школу голодным(ой). (5 баллов)

в)  Утром я способен (способна) разве что размешать ложеч­кой сахар в чашке чая. Так что если мама не приготовит завтрак, отправлюсь в школу голодным(ой) и несчаст- ным(ой). (3 балла)

  1. Когда ты собираешь необходимые тебе для занятий учеб­ники и тетрадки?

а) Только вечером, иначе обязательно что-нибудь да забуду. (7 баллов)

б) Получается по-разному, а потому иногда, придя на заня­тия, не могу найти то, что мне необходимо: то дневник дома оставлю, то учебник. (5 баллов)

в)  Да я его и не собираю: у меня всего-то пара тетрадей, и сразу по всем предметам. А носить учебники в школу вообще незачем — только тяжесть лишняя. (3 балла)

  1. Кто наводит порядок в твоей комнате?

а) Конечно, я сам(а). Только в этом случае могу быть пол­ностью уверен(а), что каждая вещь находится на своем месте и я запросто ее отыщу. (7 баллов)

б) Вообще-то, я не против наведения порядка в своей ком­нате. Но когда за меня это делает кто-нибудь другой, не возражаю. (5 баллов)

в)  Навести порядок в комнате мне самому(ой) просто не под силу. Да и таких, кто готов рискнуть это сделать, тоже немного. (3 балла).

  1. Кто решает, что тебе надеть завтра в школу?

а) Только я сам(а). Не хватало еще, чтобы кто-то распоря­жался моим гардеробом. (7 баллов)

б) Не вижу ничего страшного в том, чтобы посоветовать­ся с родителями. Но окончательный выбор остается за мной. (5 баллов)

в)  Зачем решать заранее? Проснулся утром, выглянул в окно, а потом залез в шкаф и достал оттуда то, в чем не будет холодно. (3 балла)

От 15 до 20 баллов. Ты человек далеко не самостоятельный и нуждаешься в родительской опеке. Хотя, скорее всего, ты с не­годованием относишься к попыткам старших объяснить тебе, что такое режим, дисциплина и обязанности. Напрасно ты так кипя­тишься. Самое время внять родительским увещеваниям и сделать над собой усилие. Пора немного повзрослеть.

От 21 до 29 баллов. Ты типичный подросток и требуешь вни­мания и заботы не больше и не меньше, чем большинство тво­их сверстников. Однако ты прекрасно понимаешь, что тебе еще предстоит научиться делать много вещей самостоятельно и поти­хоньку слезать с родительской шеи. И самое главное — попытки сделать это ты уже предпринимаешь.

От 30 до 35 баллов. Если ты не лукавил(а), отвечая на вопросы, то такое количество баллов свидетельствует о том, что твои роди­тели не могут на тебя нарадоваться. Ты почти не доставляешь им хлопот и умеешь самостоятельно справляться со многими про­блемами. Однако не становись чересчур уж серьезным(ой), ведь повзрослеть ты еще успеешь, и тогда никто и не подумает сделать хоть что-то вместо тебя.

  • Итак, вернёмся к нашему заданию.

Задание. Выберите высказывание, которое, по Вашему мнению, характеризует подростка.

  • Подростки — народ спокойный и рассудительный, с ними легко и быстро можно решить любую проблему.
  • Подросток – человек противоречивый, он склонен к быстрой смене настроения, любит поспорить и поупрямиться, а порой и покапризничать.

(Ответы учеников.)

 VI. Закрепление.

Задание. Правильно произнеси слова, расставляя ударение.

Подростковый возраст, подросток, отрочество, самостоятельность.

Фронтальный опрос.

  1. Что такое подростковый возраст?
  2. Кого можно назвать подростком?
  3. Почему подростковый возраст ещё называют «переходным»?
  4. Как в нашей стране в старину называли подростков и их соответствующий период жизни?
  5. Назовите этапы подросткового периода.
  6. Каковы особенности подросткового возраста?
  7. Что такое самостоятельность?

VII. Обобщение. Итог урока.

  1. Рефлексия.
  2. Оценивание работы учащихся. Выставление отметок.
  3.  Домашнее задание. Выучить определения в тетради.

Скачать презентацию к уроку можно здесь.

Скачать конспект к уроку можно здесь.