Рабочий материал ориентирован на использование учебника Л.Н. Боголюбова, Н.Ф. Виноградовой, Н.И. Горецкой и др. Обществознание. 9 класс учебн. для общеобр. учреждений – Просвещение, 2013.


 Урок. «Правоотношения и субъекты права»

Тип урока: комбинированный урок.

Цели:

  • обучающая: раскрыть смысл понятий «правоотношение», «субъекты правоотношений», «юридическое лицо», «физическое лицо», «дееспособность», «правоспособность», научить учащихся раскрывать особенности возникновения правоспособности и дееспособности у физических и юридических лиц, называть основания возникновения правоотношений, отличать правоотношения от других видов социальных отношений;
  • развивающая: развитие умения ориентироваться в характере социальных взаимоотношений, планировать, прогнозировать и контролировать свою деятельность; находить, выделять, перерабатывать и структурировать необходимую информацию, умение слушать аргументы одноклассников и деликатно их корректировать, умения строить логическую цепь рассуждения;
  • воспитывающая: обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения учащихся;
  • коррекционная: коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе.

Оборудование: Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Горецкая и др. Обществознание. 9 класс учебн. для общеобр. учреждений – Просвещение, 2013, презентация, рабочий лист по теме.

Основные понятия: правоотношение, физические лица, юридические лица, дееспособность, совершеннолетие.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Речевая разминка.

III. Проверка изученного ранее.

Задание. Произнесите термины, расставляя ударение.

Естественное право, нормативны (правовые) акты, Конституция, подзаконные акты, законодательство, отрасли права.

Карточка (проверка учителем).

IV. Подготовка к восприятию темы

     — Тема «Правоотношения и субъекты права»

ПЛАН:

  1. Правоотношение: сущность и особенности.
  2. Субъекты правоотношения.
  3. Дееспособность граждан.

ЦЕЛИ УРОКА:

Приём «Домысливание». С помощью слов «помощников» дети формулируют цели урока.

Предлагается тема урока и слова «помощники»:

Повторим…..

Изучим…………..

Узнаем………….

Проверим…………

 V. Изучение нового материала

— На протяжение всего урока Вы работаете с Рабочим листом.

  1. Правоотношение: сущность и особенности.

В процессе своей жизни человек постоянно вступает в отношения с другими людьми. (Слайд)

Отношения между людьми разнообразны. (Слайд)

Все эти и другие многообразные отношения людей из различных общественных групп на языке науки называются социальными отношениями. (Слайд)

Среди этих многообразных социальных отношений ученые выделяют вид отношений, который называют правоотношениями. (Слайд)

Задание. Используя текст учебника со стр. 79, раскройте смысл понятия. (Слайд)

Ответ: (Слайд)

ПРАВООТНОШЕНИЕ – это социальное отношение, регулируемое нормами права;

его участники имеют юридические права и обязанности, которые обеспечиваются силой государства.

 (Запись в тетради).

-Вступая в правовые отношения, люди должны выстраивать их не по собственному усмотрению, а руководствуясь законом. (Слайд)

Задание. Используя текст учебника со стр. 79, заполните пропуски в схеме. (Слайд)

Ответ: (Слайд)

Задание. Прочитайте Ситуацию на стр. 79 и определите элементы правоотношения. (Слайд)

Ситуация 1. Гражданин Иванов сдал в аренду свою квартиру гражданину Петрову, что было заверено у нота­риуса. Прожив три месяца, гражданин Петров съехал с квартиры, не заплатив за аренду. (Слайд)

Ситуация 2. Ученик 9 класса купил в магазине компьютерную игру. Однако диск оказался бракованным. Продавец в магазине отказался вернуть деньги за товар. (Слайд)

Задание 2. Покажите элементы правоотношения на конкретных примерах. Заполните таблицу.

2. Субъекты правоотношения.

Задание. Используя текст учебника со стр.82, заполните пробелы в схеме. (Слайд)

Задание 3. Соотнесите приведенные ниже примеры с субъектами правоотношений (запишите пример в соответствующий столбец). (Слайд)

Примеры:  (Слайд)

1) гражданин А.;

2) общеобразовательная школа;

3) профсоюз железнодорожников;

4) группа иностранных туристов;

5) фонд помощи бездомным животным.

 3. Дееспособность граждан.

ДЕЕСПОСО́БНОСТЬ — это возможность человека приобретать и осуществлять права и обязанности.  (Слайд)

Согласно ст. 60 Конституции РФ полная дееспособность возникает у граждан по достижении ими совершеннолетия (18 лет).  (Слайд)

Граждане с 14 до 18 лет являются частично дееспособными. (Слайд)

Задание 4. Прочитайте извлечения из Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) и заполните таблицу.

Возраст Права несовершеннолетних
6 —14 лет  
14 —16 лет  
с 16 лет  
16 —18 лет  

Работа с Дополнительным материалом

Глава III. Граждане (физические лица)

Статья 21. Дееспособность гражданина

  1. Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возника­ет в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.
    • В случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнад­цатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. <…>

Статья 26. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет

  1. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнад­цати лет совершают сделки, за исключением названных в пункте 2 настоящей статьи, с письменного согласия своих законных пред­ставителей — родителей, усыновителей или попечителя. Сделка, совершенная таким несовершеннолетним, действительна также при ее последующем письменном одобрении его родителями, усынови­телями или попечителем.
  2. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнад­цати лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усынови­телей и попечителя:
    • распоряжаться своими заработком, стипендией и иными до­ходами;
    • осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом ре­зультата своей интеллектуальной деятельности;
    • в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреж­дения и распоряжаться ими;
    • совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки.

По достижении шестнадцати лет несовершеннолетние также вправе быть членами кооперативов в соответствии с законами о ко­оперативах.

  1. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнад­цати лет самостоятельно несут имущественную ответственность по сделкам, совершенным ими в соответствии с пунктами 1 и 2 на­стоящей статьи. За причиненный ими вред такие несовершеннолет­ние несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом.

Статья 27. Эмансипация

  1. Несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия роди­телей, усыновителей или попечителя занимается предпринима­тельской деятельностью.

Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечи­тельства — с согласия обоих родителей, усыновителей или попечи­теля либо при отсутствии такого согласия по решению суда.

Статья 28. Дееспособность малолетних

  1. За несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки, за исключением указанных в пункте 2 на­стоящей статьи, могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны.

К сделкам законных представителей несовершеннолетнего с его имуществом применяются правила, предусмотренные пунктами 2 и 3 статьи 37 настоящего Кодекса.

  1. Малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет вправе самостоятельно совершать:

1) мелкие бытовые сделки; 2) сделки, направленные на безвоз­мездное получение выгоды, не требующие нотариального удостове­рения либо государственной регистрации; 3) сделки по распоряже­нию средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

  1. Имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе по сделкам, совершенным им самостоятельно, несут его родители, усыновители или опекуны, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине. Эти лица в соответ­ствии с законом также отвечают за вред, причиненный малолет­ними.

Согласно законам РФ, малолетние дети в возрасте от 6 до 14 лет имеют право самостоятельно купить хлеб, молоко, ластик, блокнот, книгу, мороженое, билеты в кино, оплатить проезд в метро и автобусе, а в 14 лет получить паспорт. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 1S лет могут распоряжаться своим заработком, вознаграждением, стипендией. Подробнее с правами несовершеннолетних вы познакомитесь в параграфе, посвященном семейным правоотношениям. Сейчас же обратим ваше внимание на то, что одновременно с расширением набора прав расширяется и сфера ответственности. Так, уже с 14 лет дети несут уголовную ответственность за некоторые преступления, например за кражу, убийство, разбой. Полная дееспособность возникает с наступлением совершеннолетия.

В отличие от физического лица юридическое лицо право­способным и дееспособным становится одновременно. (Слайд)

 VI. Закрепление. Обобщение.

Задание 1. Работа со словарём.

Правоотношение, физические лица, юридические лица, дееспособность, совершеннолетие.

Задание 2. Ответьте на вопросы.

  • Что такое «правоотношение»?
  • Что такое «дееспосо́бность»?
  • С какого возраста возникает полная дееспособность?
  • Когда граждане являются частично дееспособными?

VII. Итог урока.

  1. Рефлексия.
  2. Оценивание работы учащихся. Выставление отметок.
  3. Домашнее задание. Выучить определения в тетради.

Скачать презентацию к уроку можно здесь.

Скачать конспект к уроку можно здесь.