Рабочий материал ориентирован на использование учебника Л.Н. Боголюбова, Н.Ф. Виноградовой, Н.И. Горецкой и др. Обществознание. 8 класс учебн.  для общеобр. учреждений – Просвещение, 2013.


 Урок. «Предпринимательская деятельность»

Тип урока: комбинированный урок.

Цели:

  • формирование понятия «предприниматель», «предпринимательство», раскрыть социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
  • формирование умения осуществлять поиск нужной информации, выделять главное, совершенствовать умения рассматривать явления и процессы социальной действительности в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив, определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения;
  • воспитывать инициативность;
  • коррекция мышления на основе упражнений в сравнении, анализе и синтезе.

Оборудование: учебник, презентация, иллюстрации.

Основные понятия: предпринимательство, предприниматель, индивидуальная трудовая деятельность, фирма, малое предприятие, прибыль.

Ход урока

I. Организационный момент.

  • На уроке слушайте, думайте, говорите внятно, отвечайте грамотно.

 Речевая разминка (работа за экраном)

Фронтальная работа

Задание. Правильно назови слова, расставляя ударение.

Сферы экономики, производство, отрасли  экономики,  фактор производства, предпринимательские способности, продукт, товар, потребительная стоимость, меновая стоимость, производительность, разделение труда, специализация.

 II. Повторение изученного ранее

Задание 1. Запишите определение понятия.

Производство – это _______________________________________________________________

Задание 4. Ниже приведён ряд терминов. Все они, кроме одного логически связаны. Найди «лишний» термин и выпиши его.

Земля, труд, доход, капитал, предпринимательские способности, информация.

Задание 6. Определи термин.

Разделение процесса производства на  ряд отдельных операций, выполняемых разными работниками – это ______________________________________________________________________________.

Сосредоточение деятельности на относительно узких направлениях, отдельных технологических операциях или видах выпускаемой продукции – это _________________________________________________

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

— К какому фактору производства относятся эти слова: риск, новаторство, новые идеи, самостоятельность, инициативность. (Ответ: предпринимательские способности)

— Как Вы думаете, какую тему мы будем сегодня изучать? (Ответ: предпринимательство)

План:

  1. Роль предпринимательства в экономике.
  2. Цели фирмы и её основные организационно-правовые формы.
  3. Малое предпринимательство.

С помощью слов «помощников» учащиеся формулируют цели урока.

Слова «помощники»:
Повторим…..
Узнаем………

IV. Усвоение новых знаний

— Что такое «предпринимательство»?

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО – это самостоятельная, инициативная деятельность людей, направленная на получение прибыли.

— Исходя из определения «предпринимательство» дайте определение понятию «предприниматель».

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ – это человек, который занимается предпринимательской деятельностью.

  1. Роль предпринимательства в экономике.

Задание. Прочитайте материал учебника на стр. 124-125 и ответьте на вопросы.

  1. Где закреплено право заниматься предпринимательской деятельностью?
  2. С какого возраста можно заниматься предпринимательской деятельностью?
  3. Каковы функции предпринимательской деятельности?

— Какими личностными качествами должен обладать предприниматель?

 Личностные качества предпринимателя:

Образованность

самостоятельность

амбициозность (повышенная самооценка и вера в успех)

настойчивость

трудолюбие

инициативность

гибкость

склонность к творчеству

смелость

уверенность в себе

уравновешенность

самостоятельность

адекватность самооценки

обязательность

энергичность

надежность

властность

независимость

Личностные качества, препятствующие успеху в бизнесе:

эмоциональная неуравновешенность, ленивость, пассивность, внушаемость.

В завершение разговора о предпринимательской деятельности рекомендуется обратиться к социальному опыту учащихся, возникающим у них проблемам экономической несамостоятельности, жизненным планам на будущее.

Обсуждение следующих вопросов:

  • Как развить в себе качества будущего предпринимателя?
  • Экономическая зависимость от родителей — опора или обуза?
  • На что бы вы потратили заработанные деньги?
  1. Цели фирмы и её основные организационно-правовые формы.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – это предпринимательство, которое не использует наёмный труд.

ФИРМА (предприятие) – это предпринимательство, которое использует наёмный труд.

 Ситуация стр. 127

— Основной организационной формой предпринимательства является фирма.

ФИРМА (предприятие) – это организация, которая приобретает факторы производства с целью создания и продажи благ и получения прибыли.

— Исходя из определения, укажите цели фирмы.

Цели фирмы — получение и увеличение прибыли через удовлетворение потребностей общества в необходимых товарах и услугах.

— Успешно решить двойную задачу — заработать прибыль владельцу и создать нужные обществу блага — удаётся далеко не каждой фирме. Фирма процветает, если её продукция (или услуги) пользуется спросом и приносит собственнику доход. Однако случается так, что фирмы разоряются, производство останавливается. По статистике каждые пять лет исчезают две компании из пяти.

Задание. Прочитайте материал учебника на стр. 128-129 и заполните Таблицу «Формы предпринимательской деятельности».

  1. Малое предпринимательство.

Малое предприятие – это малое предприятие, где ограничено число работников и объём выпускаемой продукции незначительный.

Основные черты малых предприятий:

  1. Количество работников от 30 до 100 человек.
  2. Доля участия государства и других организаций в уставном капитале не превышает 25%
  3. Создаются в любой отрасли хозяйства и занимаются всеми видами хозяйственной деятельности.
  4. Относятся и индивидуальные предприниматели.
  5. Не требует больших вложений, быстро реагирует на изменение рыночного спроса.

 V. Закрепление новых знаний.

 Задание 1. Произнеси, правильно расставляя ударение.

Предпринимательство, предприниматель, индивидуальная трудовая деятельность, фирма, малое предприятие, прибыль.

Задание 2. Дайте определение понятиям.

Предпринимательство – это ________________________________________________________

Предприниматель – это ____________________________________________________________

Индивидуальная трудовая деятельность – это _________________________________________

Фирма – это _____________________________________________________________________

Малое предприятие – это __________________________________________________________

Задание 3. Ответьте на вопросы.

  1. Где закреплено право заниматься предпринимательской деятельностью?
  1. С какого возраста можно заниматься предпринимательской деятельностью?

Задание 4. Дополни схемы.

 

Учебно-познавательные и практические задания (на карточках).

1. Ваши друзья решили заработать деньги для органи­зации похода в период летних каникул. Оценив свои воз­можности и интересы, они остановились на следующих ва­риантах заработка: прокат видеофильмов, доставка пиццы на дом заказчику, кукольный театр для малышей (спек­такли), изготовление рамок для картин. Для принятия рационального решения им нужен компетентный совет.

Что бы вы могли посоветовать друзьям? Какие факто­ры необходимо учесть для обеспечения успешности нача­того дела? Что является главным в первоначальном плане действий?

2. Знакомая старшеклассница даёт частные уроки ан­глийского языка детям дошкольного возраста. Ежемесячная выручка составляет 5 тыс. р., а затраты — 1 тыс. 300 р. Рассчитайте прибыль участника предпринимательской де­ятельности. Предложите возможные пути и способы уве­личения прибыли.Перечислите экономические права свободного пред­принимателя.

3. Можно предположить, что учащиеся перечислят, на­пример, следующие: определять организационно-правовую форму деятельности; решать, что, как и для кого произво­дить; распоряжаться полученной прибылью; использовать труд наёмных работников.

V. Итог урока. Обобщение.

  1. Рефлексия.
  2. Оценивание работы учащихся. Выставление отметок. 
  1. Домашнее задание.

Скачать Презентацию можно здесь.

Скачать Конспект урока можно здесь.