Рабочий материал ориентирован на использование учебника Л.Н. Боголюбова, Н.Ф. Виноградовой, Н.И. Горецкой и др. Обществознание. 8 класс учебн. для общеобр. учреждений – Просвещение, 2013.


Тема «Религия как одна из форм культуры».

Тип урока: комбинированный

Цели:

Обучающая: обобщить и систематизировать знания о религии, раскрыть специфические черты религиозного сознания, различные функции религии в обществе, охарактеризовать основные типы религиозных организаций, раскрыть смысл свободы совести и свободы вероисповедания.

Развивающая: продолжить развитие умений работать с текстом учебника, излагать сквозные вопросы темы.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к духовным и материальным ценностям; сформировать отношение к различиям культур как к норме человеческой жизни.

Коррекционная: коррекция зрительного восприятия на основе различения информации.

Основные понятия: религия, вера, мировые религии, христианство, ислам, буддизм, свобода совести, свобода вероисповедания, атеизм.

Ход урока:

I. Организационный момент

II Речевая разминка.

III. Проверка изученного ранее.

Карточка.

IV. Подготовка к восприятию темы.

  • Решите кроссворд и найдите ключевое слово.
  1. Получение знаний о мире, приобщение к культуре, к ценностям Родины, мировой цивилизации.
  2. Значимость объектов окружающего мира для человека.
  3. Все, что противоположно добру.
  4. Сфера жизни общества, которая обеспечивает порядок в обществе, издаёт законы и следит за их исполнением.
  5. Использование или распоряжение результатами чужого творческого труда.
  6. Соперничество.
  7. Сфера жизни общества, которая связана с наукой, образованием, культурой, религией, искусством.
  • Тема урока «Религия как одна из форм культуры»

V. Изучение нового материала

План: (Слайд)

  1. Религия.
  2. Функции религии в обществе.
  3. Формы религии.
  4. Религиозные организации и объединения.
  5. Свобода вероисповедания.

Цели урока: (Приём «Домысливание»). Предлагается тема урока и слова «помощники»:

      Повторим

      Изучим

      Узнаем

      Проверим

С помощью слов «помощников» дети формулируют цели урока.

  1. Религия.
  • Что такое религия? (Слайд)

РЕЛИГИЯ – это вера в существование Бога или богов, сверхъестественных сил. (Слайд)

Задание. Откройте учебник стр.76-77 и ответьте на вопросы

  • Почему, по мнению В.С. Соловьева нельзя доказать существование Бога? (Слайд)
  • Каковы особенности религии? (Слайд)

ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИИ:

Религиозная вера – убеждения в наличии сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и общества.

Обряды – это совокупность действий.

Молитва – это словесное обращение к Богу, «разговор с Богом».

2. Функции религии в обществе.

Практическая работа. Заполните таблицу «Функции религии». Стр. 78 учебника.

Задание. Обратите внимание на христианские заповеди. Какие функции религии реализуются? (Слайд)

  1. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе. (воспитательная)
  2. Не убивай. (регулирующая)
  3. Не прелюбодействуй. (регулирующая)
  4. Не кради. (регулирующая)
  5. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. (воспитательная)
  6. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего. (воспитательная).

3. Формы религии. (Слайд)

ПЛЕМЕННЫЕ РЕЛИГИИ – религии, которые сложились в условиях первобытнообщинного строя. (Слайд)

НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ –  распространенные в пределах одного государства или среди представителей одной нации. (Слайд)

МИРОВАЯ РЕЛИГИЯ – религия, распространившаяся среди народов различных стран и континентов. (Слайд)

 4. Религиозные организации и объединения.

Практическая работа. Заполните Схему.

  • В ЧЁМ СОСТОИТ ОПАСНОСТЬ МНОГИХ СУЩЕСТВУЮЩИХ НЫНЕ СЕКТ? (Слайд)

Секты достаточно жестко контролируют жизнь своих приверженцев, иногда лишая их возможности распоряжаться своим имуществом, свободно действовать, мыслить, общаться, творить.  

 5. Свобода вероисповедания.

Свобода вероисповедания – право самостоятельно выбирать какую-либо религию или вообще отказаться от религии. (Слайд)

АТЕИЗМ – безбожие. (Слайд)

Конвенция ООН о правах ребёнка. (Слайд)

Ст. 14. Свобода мысли, совести и религии.

Государства должны уважать право детей на свободу мысли, совести и религии под руководством их родителей.

 IV. Закрепление. Обобщение.

Задание 1. Расставьте ударение в словах.

Религия, племенные религии, национальные религии, мировая религия, свобода вероисповедания, атеизм, секта, церковь.

Задание 2. Соотнеси термин и его определение.

Задание 4. Выберите правильный ответ.

Функции религии:

  • образовательная
  • регулирующая
  • воспитательная
  • развивающая
  • мировоззренческая
  • психологическая (компенсаторная)
  • коррекционная
  • коммуникативная

V. Итог урока.

  1. Рефлексия.
  2. Оценивание работы учащихся. Выставление отметок.
  3. Домашнее задание. Выучить записи в тетради

Скачать презентацию к уроку можно здесь.

Скачать конспект к уроку можно  здесь.