Рабочий материал ориентирован на использование учебника Л.Н. Боголюбова, Н.Ф. Виноградовой, Н.И. Горецкой и др. Обществознание. 5 класс учебн. для общеобр. учреждений – Просвещение, 2013.


Уроки 12-13. «Свободное время»

Тип урока: комбинированный урок.

Цели:

  • образовательная: дать представление о том, какое значение свободное время имеет в жизни человека и семьи, о противоречивости влияния досуга и отдыха на процесс социализации подростка; раскрыть значение понятий свободное время, отдых, хобби;
  • развивающая: развивать умения анализировать факторы, влияющие на выбор того или иного досуга подростков; принимать решения и осуществлять осознанный выбор в познавательной деятельности; устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение; систематизировать обществоведческую информацию и представлять ее в виде таблицы;
  • воспитательная: формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
  • коррекционная: коррекция мышления на основе аналитико-синтетической деятельности.

Оборудование:  учебник Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Горецкая и др. Обществознание. 5 класс учебн. для общеобр. учреждений – Просвещение, 2013; таблички со словами.

Основные понятия: досуг, свободное время, хобби.

 Ход урока:

I. Оргмомент. Слуховая проверка.

  • Прошу садиться. Наденьте наушники, включите аппараты. Приготовьтесь к уроку. Все готовы? Внимание! Слуховая проверка (за экраном):
  • Как вы меня слышите?
  • Кто сегодня дежурный? (Лена)
  • Кто отсутствует на уроке? (Ваня)
  • Какой сейчас будет урок?
  • Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

     …….

II. Речевая разминка.

Задание. Произнесите термины, расставляя ударение.

Рачительный хозяин, экономика, доходы, расходы, семейный бюджет.

III. Проверка изученного ранее.

Фронтальный опрос.

  • Какого человека называют рачительный хозяин?
  • Что такое экономика?
  • Из чего состоят ресурсы семьи?
  • Что составляет доходы семьи?
  • На что семья тратит свои доходы?

IV. Подготовка к восприятию нового материала. Целевая установка.

  • Определите тему урока.

Задание. Чтобы узнать тему урока, возьмите первые слоги слов в каждом ряду.

1) сводка  бодрый  нора енот

2) вредить  мята

  • Тема нашего урока: «Свободное время».
  • Предположите, о чем пойдет речь на нашем уроке.
  • Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ответы учеников.)

Слайд.

ПЛАН:

  1. Что такое свободное время.
  2. Как человек проводит свободное время.
  3. Что такое хобби. 

V. Изучение нового материала.

1.Что такое свободное время.

Работа с презентацией.

  • Знаете ли вы, что такое свободное время?

Слайд.

  • Какие дела для Вас обязательны? (учебные занятия, школьные и домашние дела)
  • Что такое свободное время?

Задание. Прочитайте материал учебника на стр. 40 и найдите определение понятия «Свободное время».

Слайд.

СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ (ДОСУГ) – это время, которое остаётся после выполнения обязательных дел.

Слайд.

  • Что делают ребята?
  • Какие занятия этих ребят вы хотели бы повторить, а какие нет? Почему?
  • Как вы думаете, кто из этих подростков правильно исполь­зовал свое свободное время?

(Ответы учеников.)

Слайд.

  • Как вы уже поняли, сегодня мы поговорим о том, как человек проводит свободное время.

 Слайд.

Задание. Просмотрите слайды презентации и представьте в виде схемы то, как человек проводит свободное время.

(Каждому обучающемуся даётся схема на индивидуальном листке)

Слайд.

  1. Отдыхает и восстанавливает силы.

Слайд.

Слайд.

2. Занимается интересными для него делами.

Слайд.

Когда занятие становится увлечением человека и он готов посвящать ему много своего времени, жертвовать чем-либо другим ради этого занятия, можно сказать, что это его хобби.

ХОББИ – это увлечение, любимое дело человека.

  • Какие виды хобби вы знаете?
  • Ознакомьтесь с различными видами хобби.

 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Слайд.

Резьба по тыкве.

Американец Рэй Виллэфен окончил нью-йоркскую Школу изобразительных искусств, но карьере художника предпочел работу школьным учителем, так как очень любит детей и преподавание. В свободное от основной работы время Рэй вырезает невероятные скульптуры из тыквы. В детстве он жил на ферме и рано проявил талант художественной резьбы по дереву и всему, что попадалось ему под руку. Талант скульптора не дал остаться Рэю незамеченным.

Слайд.

Роспись грязных автомобилей

Для американского художника Скотта Уэйда грязная машина — повод взять в руки кисть и щеточку, а не мокрую тряпку и ведро с водой. То, что дорожная пыль — уникальное «сырье» для картин, заметили уже давно: грязные стекла машин часто покрываются надписями вроде «Танки грязи не боятся» или «Помой меня». Американец Скотт Уэйд пошел немного дальше и приспособил покрытые слоем пыли стекла машин местных жителей под холсты. Все свободное от основной работы время он проводит за росписью грязных машин, украшая их портретами, пейзажами, натюрмортами, карикатурами или же просто забавными картинками.

Слайд

Рисунки на песке

Художник, серфер и повар-самоучка Джим Деневан часами рисует на песке красивые и самые недолговечные картины. Свои геометрические рисунки художник создает во время отлива при помощи обычной деревянной палки. В течение последних 17 лет Джим нарисовал согни уникальных изображений по всему миру. Сейчас их можно увидеть лишь на фотографиях.

Слайд.

Вода в стоп-кадре

Начинающему фотографу Хайнцу Майеру из Германии удается запечатлеть потрясающей красоты водяные скульптуры. Фотографией он занялся всего год назад и сразу же увлекся макросъемкой воды и насекомых. Качество его работ сразу же оценили профессионалы. Разноцветные брызги и капли воды при падении и всплеске складываются в причудливые скульптуры, которые Хайнцу Майеру удается запечатлеть на фотографии. По словам Хайнца, фотография для него — это всего лишь хобби и лучший способ расслабиться.

Слайд.

Скульптуры из бумаги

В руках датского художника и дизайнера Питера Каллесена обычный лист белой бумаги превращается в историю из жизни. Мастер вырезает из бумаги или картона различные фигуры и персонажей. Питер Каллесен работает преимущественно с белой бумагой формата А4. По признанию художника, тонкий лист позволяет показать в скульптуре ее хрупкость и незащищенность. «Конечно, я работаю и с цветной бумагой, но белый цвет — всегда в приоритете, потому что в нем есть чистота и некая религиозная святость», — поясняет Питер Каллесен.

Слайд.

Картины из скотча

Уличный художник из Амстердама создает портреты из клейкой ленты. Голландец Макс Зорн работает по алгоритму: отмотал — приклеил — подрезал — оторвал лишнее. И так слой за слоем, орудуя скотчем и скальпелем, он создает необычные картины, которые потом украшают уличные фонари и прочие осветительные приборы. Его произведения напоминают сцены из старых фильмов. Чаще всего это крупные планы; хотя они и созданы в ограниченной цветовой гамме, игра света и тени помогает добиться реалистичности. Картины необычны еще и тем, что их автору удается запечатлеть особую атмосферу.

Слайд.

Скульптуры из покрышек

Корейский скульптор Йонг Хо Джи освоил довольно нестандартный для создания скульптур материал. Он изготавливает из скульптуры животных из шин. С точностью хирурга на подготовленный скелет Йонг Хо Джи прикрепляет детали. Задача скульптора — не просто сделать каркас, а передать как можно подробнее любые анатомические тонкости каждого отдельного животного. Процесс создания одной скульптуры занимает до трех месяцев.

  •  Что объединяет всех этих людей?
  • Что полезного вы для себя узнали?
  • Как заполнить свободное время полезными делами?

(Ответы учеников.)

 Слайд.

3. Развивается

Слайд.

Рассказ учителя.

Ручной труд очень полезен и влияет на развитие человека.  Некоторые виды мышления развиваются только в том случае, если руки выполняют тонкую, аккуратную работу, которая требует точных, рассчитанных действий. Это значит, руки учат мысль точности и ясности.

Слайд.

4. Занимается спортом.

Слайд.

5. Исполняет желания.

Слайд.

6. Ничего не делает

Слайд.

  • Проверим вашу схему.
  • Как человек проводит свободное время?

Слайд.

  • Продолжите фразы.
  • Свое свободное время я трачу…
  • Лучшим отдыхом для меня является…

 Слайд.

Прием «Мозговой штурм».

  • Назовите, чем зани­мается подросток в свободное время. А я буду записывать ваши предложения на доске. (Ученики выполняют задание.)

 Слайд.

  • А теперь попытаемся классифицировать занятия подрост­ков, заполнив таблицу.

Слайд.

К какому занятию можно отнести?

  • Просмотр телевизора.
  • Сидение за компьютером.
  • Использование мобильного телефона.
  • Чтобы ответить на этот вопрос прочитайте материал учебника на стр. 42.

Работа с памяткой.

  • Для того чтобы правильно организовывать свое свободное время, необходимо пользоваться следующей памяткой.

 Как использовать время правильно

  1. Составьте список всего, что вам нужно сделать. Внесите в него и большие и самые маленькие дела.
  2. Разместите в самом верху списка то, что сле­дует сделать в первую очередь. Также отметьте дела, которые можно сде­лать в любое время.
  3. Выделите те дела, которые можно выполнить быстро и сразу.
  4. Выделите те дела, которые должны выполняться ежедневно.
  5. Управляйте своим временем. Если кто-то хочет отнять у вас драго­ценное время, рассказывая сплетни, уйдите от этого разговора. Бессмыс­ленно тратить свое время на досужие разговоры.
  6. Убедитесь, что предметы, которые нужны для выполнения дел, находятся рядом. Чем меньше лишних шагов, тем больше экономия вре­мени. Прежде чем идти в продуктовый магазин, составляйте список всего необходимого.
  7. Проверьте список дел, которые вы выполнили за день, и напишите задачи на следующий. Поставьте вверху списка те дела, которые не были выполнены в срок.

VI. Закрепление.

Задание 1. Правильно произнесите слова, расставляя ударение.          

Досуг, свободное время, хобби.

Фронтальный опрос.

  • Какое время можно назвать свободным?
  • Как человек проводит свободное время?
  • Что такое хобби?
  • Какие ты знаешь увлечения — хобби?
  • Какое увлечение есть у тебя?

Задание 2. Проанализируйте ситуацию.                                                         

Когда Наташа пришла из школы, родители были на работе. Она бросила портфель прямо в прихожей — и к телевизору.

Включила, а сама — на диван. Как хорошо, что кана­лов много! Можно переключаться с одного на другой, а на экране то говорят, то дерутся, то плачут, то стреляют. Машины гудят, кто-то за кем-то гонится…

Так и сидела Наташа у телевизора, пока не пришла мама. Даже не заметила, как вечер наступил. Не гуляла. Не читала. Цветы не полила. Мусор не вынесла. И за уроки не бралась.

А день закончился.

Вопросы:

  1. Как ты думаешь, умеет ли Наташа распределять своё время?
  2. Случается ли с тобой подобное?
  3. Нравишься ли ты себе в таких случаях?
  4. Когда просмотр телепередач превращается во вредную привычку?

Задание «Угадай». На доске вы увидите логические ряды, объединенные единым понятием, которое вам необ­ходимо отгадать. Побеждает тот, кто правильно и быстрее всех выполнит задание. (Учитель показывает карточки)

  • Поле, мяч, команда, сетка, свисток. (Волейбол.)
  • Вода, дорожка, очки, вышка. (Бассейн.)
  • Снег, горка, палки, мороз, трамплин. (Лыжи.)
  • Лед, ботинки, сетка, свисток, бортик, ворота. (Хоккей.)
  • Зал, канат, тренер, мяч, кольцо, сетка, скамейка. (Спортивный зал.)
  • Доска, фигура, диагональ, поле. (Шахматы.)

  VII. Обобщение. Итог урока.

  1. Рефлексия.
  • Выполним упражнение «Плюс — минус — интересно».

(Это упражнение можно выполнять как устно, так и письмен­но, в зависимости от наличия времени. Для письменного выпол­нения предлагается заполнить таблицу из трех граф).

В графу «П» («плюс») ученик записывает все, что понравилось на уроке, информацию и формы работы, которые вызвали поло­жительные эмоции либо, по мнению учащегося, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

В графу «М» («минус») ученик записывает все, что не понрави¬лось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информацию, которая, по мнению учащегося, оказалась для него ненужной, бесполезной с точки зрения реше¬ния жизненных ситуаций.

В графу «И» («интересно») ученик записывает все любопытные факты, о которых узнал на уроке, а также то, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, и вопросы к учителю.)

  1. Оценивание работы учащихся. Выставление отметок.
  2. Домашнее задание.
  • Выучить записи в тетради.

Скачать презентацию к уроку можно  здесь

Скачать конспект к уроку можно здесь.