Рабочий материал ориентирован на использование учебника Л.Н. Боголюбова, Н.Ф. Виноградовой, Н.И. Горецкой и др. Обществознание. 5 класс учебн. для общеобр. учреждений – Просвещение, 2013.


Уроки 10-11. «Семейное хозяйство»

Тип урока: комбинированный урок.

Цели:

  • образовательная: познакомить с понятиями семейное хозяйство, семейный труд, экономика, с основными статьями доходов и расходов семьи, особенностями распределения обязанностей в семье; объяснить необходимость рачительного ведения хозяйства, правила хозяйствования;
  • развивающая: развивать умения осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;
  • воспитательная: формирование осознанного понимания значения семьи в жизни человека и общества, уважительного и заботливого отношение к членам семьи; принятие ценности семейной жизни;
  • коррекционная: коррекция мышления на основе аналитико-синтетической деятельности.

Оборудование:  учебник Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Горецкая и др. Обществознание. 5 класс учебн. для общеобр. учреждений – Просвещение, 2013; таблички со словами.

Основные понятия: рачительный хозяин, экономика, доходы, расходы, семейный бюджет.

 Ход урока:

I. Оргмомент. Слуховая проверка.

  • Прошу садиться. Наденьте наушники, включите аппараты. Приготовьтесь к уроку. Все готовы? Внимание! Слуховая проверка (за экраном):
  • Как вы меня слышите?
  • Кто сегодня дежурный? (Лена)
  • Кто отсутствует на уроке? (Ваня)
  • Какой сейчас будет урок?
  • Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

…….

II. Речевая разминка.

Задание. Произнесите термины, расставляя ударение.

Семья, поколение, Семейный кодекс РФ, двухпоколенная, трёхпоколенная, четырёхпоколенная, полная, неполная, малодетная, многодетная.

III. Проверка изученного ранее.

Фронтальный опрос.

  • Что такое семья?
  • Зачем человеку семья?
  • Какие документы защищают семью в РФ?
  • Какие семьи бывают?

Задание. Определите тип семьи.

  1. В семье живут только родители (мать, отец) и их дети, т. Е. В этой семье два поколения — старшее, к которому относятся родители, и младшее, к которому относятся дети
  2. В семье живут три поколения, не только дети, их родители, но и родители родителей, т. е. Бабушки и дедушки
  3. В семье живут четыре поколения, не только дети, их родители и родители родителей, т. е. Бабушки и дедушки, но еще и прабабушки и прадедушки
  4. В семье есть оба родителя (мама и папа)
  5. В семье отсутствует один из родителей
  6. Семья, имеющая одного — двух детей.
  7. Семья, имеющая трёх и более детей.

IV. Подготовка к восприятию нового материала. Целевая установка.

  • Определите тему урока.

Слайд.

Вариант I.

На прошлом уроке мы  с вами выполняли проект под названием «Дом счастья».  В доме будет проживать счастливая семья.

  • Наш строительный материал — кирпич. Каждый кирпич — элемент счастья.
  • Посмотрите иллюстрации, скажите о каком кирпичике счастья идёт речь.

Вариант II.

Задание. Вычеркни каждую вторую букву и узнаете тему урока.

Саеамбевйгндоеежхяофзрядйюсытфвщок

Ответ: _______________________________________________________________

  • Важной характеристикой семьи является совместный труд и ведение хозяйства.
  • Тема нашего урока: «Семейное хозяйство».
  • Предположите, о чем пойдет речь на нашем уроке.
  • Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ответы учеников.)

Слайд.

ПЛАН:
1. Семейные заботы.
2. Рачительный хозяин.
3. Экономика семьи.

 V. Изучение нового материала.

  1. Семейные заботы.

Проблемное задание.

  • Как вы думаете, может ли человек прожить без труда?

Слайд.

  • Представьте, что вы оказались в Волшебной стране барчуков — детей, которые не приучены к труду и ничего не умеют делать. Составьте короткий рассказ об их жизни.

(Ученики выполняют задание.)

  • А теперь давайте посмотрим мультфильм Нехочуха (мультфильм, 1986).

https://www.youtube.com/watch?v=SywOD3WH_ck

  • Мы убедились, что без труда человек не в состоянии прожить. А семья и дом, в котором воспитывается человек, первыми способствуют приобретению трудовых навыков. Родители в этом случае выступают первыми наставниками.

Слайд.

  • Внимательно рассмотрите и прокомментируйте предложенную схему.

  • От труда всех членов семьи зависит ее благополучие. Однако единого рецепта относительно распределения обязанностей в семье быть просто не может.
  • Как вы думаете, почему? (Ответы учеников.)

 Задание 1. Обязанности по дому должны быть правильно распределены. Перед Вами дружная семья. Подумайте какие обязанности могут быть у каждого члена семьи.

Задание 2. Какие из перечисленных обязанностей выполняешь ты:

Уборка дома, покупка продуктов, мытьё посуды, чистка картошки, ремонт бытовой техники, мытьё окон, стирка белья, чистка обуви, покупка мебели, выпечка пирогов, уход за домашними животными, глажка белья?

  •  Предлагаю совершить виртуальную экскурсию в прошлое, проследить историю разделения обязанностей по дому и высказать свое мнение по этому поводу.

Слайд.

Разделение труда на мужской и женский существо­вало уже в первобытном обществе: мужчина брал на себя более тяжелую работу, оставляя женщине определенную ей природой — рождение и воспитание детей — и те дела, которые можно было выполнять, не отходя далеко от дома.

Слайд.

В государстве инков — южноамериканских индейских племен — искусству управлять своими домами девочек и мальчи­ков учили в школе. А потом, когда девушки в возрасте 18—20 лет выходили замуж, а юноши в возрасте 24 лет и старше женились, судьи посещали их дома, чтобы оценить, достаточно ли внима­тельно и ответственно относятся к своим семейным обязанностям мужчины и женщины. Тех, кого обличали в неряшливости, били плетьми по рукам и ногам. Считалось великим позором и бесче­стием, когда кого-нибудь публично наказывали за безделье.

Слайд.

 На более позднем этапе развития общества в трудовой среде крестьян принцип разделения домашних работ был следу­ющий: тяжелую работу выполнял мужчина, более легкую — жен­щина.

Слайд.

Когда из села стали уходить в город на заработки, домашних дел у мужчины поубавилось, несмотря на то что жен­щины наравне с мужчинами работали на фабриках и заводах. На­грузка у хозяйки значительно выросла: после рабочего дня, такого же, как и у мужчины, ей приходилось топить печку, таскать воду, мыть, стирать, латать, готовить.

Слайд.

 По подсчетам социологов, на домашнюю работу жен­щина тратит около 40 часов в неделю, т. е. столько же, сколько и на профессиональную деятельность.

Слайд.

Затраты по времени у мужчин на домашний труд в два-три раза меньше, в среднем 15—20 часов, а общая трудовая нагрузка составляет 80—85% общей нагрузки женщин. И это не­смотря на то, что физически женщина менее сильная: у нее слабее и мышечная, и костная, и нервная системы.

Слайд.

По утверждению специалистов, за тот промежуток времени, пока хозяйка развешивает белье, она теряет энергии больше, чем тракторист, работающий такое же время на тракто­ре. Час утюжки равняется часу активной (!) работы каменщика.

  • Внимательно рассмотрите иллюстрации учебника на с. 34 и прокомментируй их.
  • О чем они свидетельствуют?
  • К чему призывают?

 2. Рачительный хозяин.

  • Кто такой хозяин?
  • Каким должен быть хозяин дома?
  • Успешное выполнение правил ведения семейного хозяйства во многом зависит от таких качеств хозяина, как рачительность, бережливость, экономность. Этими качествами особенно необходимо владеть хозяину дома.
  • Что значит «рачительный» хозяин?

Работа с текстом.

Задание. Прочитайте текст «Каким должен быть хозяин дома» и подчеркните  слова, которые характеризуют рачительного хозяина.

Каким должен быть хозяин дома

Какого хозяина считают рачительным? Человека старательно­го, усердного в исполнении дел, разумно бережливого. Такого хо­зяина, который накапливает и бережёт необходимое в хозяйстве имущество.

Рачительный хозяин определяет необходимое количество ресур­сов для ведения хозяйства, заботится о порядке в доме, произво­дит несложные экономические расчёты, определяет, сколько денег надо выделить на питание, а сколько — на другие семейные нуж­ды, рассчитывает расходы на ежедневные покупки, планирует до­машние дела, соблюдает экономию (бережно расходует ресурсы семьи). Настоящий хозяин всегда соизмеряет свои желания с име­ющимися возможностями семьи, чтобы не оказаться у разбитого корыта, как старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пуш­кина. «Горе тому, кто не порядком живёт в дому», — утвержда­ет русская пословица.

Работа со схемой «Черты рачительного хозяина».

  • Теперь давайте заполним Схему «Черты рачительного хозяина».

Слайд.

3. Экономика семьи.

Слайд.

ЭКОНОМИКА – это искусство ведения домашнего хозяйства.

(Работа с понятиями, ученики записывают термин в словарь)

 Работа со схемой.

  • Внимательно рассмотрите и прокомментируйте предложенную схему.

  • Ресурсы семьи ограниченны, их не всегда хватает для удовлетворения ее растущих потребностей. Следовательно, необходимо знать правила ведения хозяйства, которые позволят экономить семейные ресурсы.

Работа с текстом учебника.

  • Обратимся к рубрике «Учимся помогать вести семейное хозяйство» на с. 39 учебника.

(Ученики читают текст.)

  • Как связаны трудолюбие и рачительность членов семьи и ее благосостояние?
  • Какие советы дают авторы учебника по ведению домашнего хозяйства?
  • Согласны ли вы с ними?
  • Прокомментируйте правила ведения семейного хозяйства.

Работа с понятием «Семейный бюджет»

  • С давних времен существует понятие экономика семьи.
  • Экономика семьи основана на экономии. Для этого семьи составляют свои семейные бюджеты.

Слайд.

СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ – это доходы и расходы семьи за определённый период времени (неделю, месяц, год)

  • Давайте выполним следующее задание.
  • Назовите источники пополнения семейного бюджета. Из каких доходов складывается бюджет вашей семьи?

  • На что обычно тратятся денежные средства?

Игра «Семейная копилка».

  • Давайте учиться расходовать семейный бюджет.
  • Смоделируйте семейный бюджет на один месяц.

VI. Закрепление.

Задание 1. Правильно произнесите слова, расставляя ударение.

Рачительный хозяин, экономика, доходы, расходы, семейный бюджет.

Задание 2. Распределите указанные слова по двум столбикам «Доходы» и «Расходы». Результаты занесите в таблицу.

 Зарплата, одежда, пенсия, пособие, квартплата, транспортные услуги, стипендия, продукты. 

Задание 3.  В предложенном перечне выдели предметы первой необхо­димости и предметы роскоши.  Обоснуй свой выбор.

Газовая плита, телевизор, джинсы, продукты питания, настенные часы, холодильник, видеомагнитофон, книги, посудомоечная машина, хрустальная люстра, комнатные цветы, кровать, ванная.

Задание 4. Закончите предложения.

  1. Человек хозяйственный, бережливый, запасливый, трудолюбивый…… (рачительный хозяин)
  2. Искусство ведения домашнего хозяйства…(экономика)
  3. Ресурсы семьи включают в себя…(деньги (финансовые ресурсы), предметы быта (материальные ресурсы), труд членов семьи (трудовые ресурсы)
  4. Доходы и расходы семьи за определённый период времени….. (семейный бюджет)
  5. Расходы не должны превышать…(доходы)
  6. По доходам и…(расходы)

Задачи.

Задача №1. Посчитайте, чему равен доход семьи, если:

  • Папа получает зарплату- 15 000 рублей
  • Мама получает зарплату- 10 000 рублей
  • Бабушка получает пенсию- 8000 рублей

Задача №2. Посчитайте, чему равны доход  и расход семьи, если:

  • Зарплата папы и мамы- 25 000 рублей
  • Истратили на продукты- 11 000 рублей
  • Заплатили за квартиру, свет, телефон- 3000 рублей
  • Пенсия бабушки- 8 000 рублей
  • Заплатили за ремонт холодильника- 700 рублей
  • Купили подарок сыну- 2000 рублей

Задача№3. Какой расфасовки стиральный порошок выгоднее купить хозяйке, если известно,  что пакет весом 1кг 500 г стоит  150 руб., а пакет весом 500 г стоит  60 руб.?

Сколько денег она сэкономит?

Задача№4. Стоимость сахарного песка в розницу в магазине составляет 36 руб. за 1 кг, а мешок сахара (50 кг) стоит 160 руб. Как выгоднее покупать сахар: в розницу или оптом (мешком)?

Как покупают сахар в твоей семье?

Задача № 5. Молодая семья откладывает каждый месяц по 1500 р. На покупку холодильника. Через сколько времени она сможет купить холодильник, если он стоит 15 000 р.?

Задача №6. Однажды Саша  проголодался и решил пообедать в школьной столовой, у него было 15 рублей.  Саша  прочитал меню и узнал цены. Что может купить Саша в столовой?

Меню

Первые блюда

  1. Борщ 5р. 85 коп.
  2. Рыбный суп 4р.88 коп.

Вторые блюда

1.Котлета с картофельным пюре 7р.54 коп.

  1. Сосиски с макаронами 5р.30 коп.
  2. Рыба с тушёными овощами 4р. 18 коп.

Напитки

  1. Чай сладкий 70 коп.
  2. Компот 1 р.25 коп.
  3. Кисель 1р. 10 коп.

Задача №7. Рассчитайте, сколько денег уходит на оплату за телефон за 2 месяца, за квартал, полгода, год, если за месяц – 165 рублей.

VII. Обобщение. Итог урока.

  1. Рефлексия.
  2. Оценивание работы учащихся. Выставление отметок.
  3.  Домашнее задание.
  • Выучить определения в тетради.

Скачать презентацию к уроку можно здесь.

Скачать конспект к уроку можно здесь.