Рабочий материал ориентирован на использование учебника Л.Н. Боголюбова, Н.Ф. Виноградовой, Н.И. Горецкой и др. Обществознание. 5 класс учебн. для общеобр. учреждений – Просвещение, 2013.
Уроки 8-9. «Семья и семейные отношения»
Тип урока: изучение нового
Цели:
- образовательная: дать представление о том, какую роль семья играет в жизни каждого человека; объяснить, зачем люди создают семьи; охарактеризовать типы семей; показать отношение государства к семье; раскрыть значение понятий семья, счастливая семья, семейные ценности;
- развивающая: развивать умения осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;
- воспитательная: формирование отношения к семье как к одной из важнейших ценностей человека.
- коррекционная: коррекция мышления на основе анализа и синтеза.
Оборудование: учебник Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Горецкая и др. Обществознание. 5 класс учебн. для общеобр. учреждений – Просвещение, 2013; таблички со словами.
Основные понятия: семья, поколение, Семейный кодекс РФ, двухпоколенная, трёхпоколенная, четырёхпоколенная, полная, неполная, малодетная, многодетная.
Ход урока:
I. Оргмомент. Слуховая проверка.
- Прошу садиться. Наденьте наушники, включите аппараты. Приготовьтесь к уроку. Все готовы? Внимание! Слуховая проверка (за экраном):
- Как вы меня слышите?
- Кто сегодня дежурный?
- Кто отсутствует на уроке?
- Какой сейчас будет урок?
…….
II. Речевая зарядка.
Задание. Произнесите термины, расставляя ударение.
Обществознание, общество, социокультурный, инстинкт, наследственность, подростковый возраст, подросток, отрочество, самостоятельность.
III. Мотивационно-целевой этап.
Просмотр видеоматериала.
- Чтобы определить тему урока просмотрите видеоматериал.
- Как вы думаете, какое отношение данное видео имеет к теме нашего урока?
- Тема нашего урока: «Семья и семейные отношения».
- Предположите, о чем пойдет речь на нашем уроке.
- Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ответы учеников.)
Слайд.
План:
- Семья.
- Зачем люди создают семьи.
- Семья и государство.
- Какие бывают семьи.
(Запись в тетрадь.)
IV. Изучение нового материала.
1.Семья.
Слайд.
Задание. Прочитайте материал учебника на стр. 26-27 и дайте определение понятию семья, заполнив схему.
(Запись Схемы в тетрадь.)
2. Зачем люди создают семьи.
Слайд.
- Семьи образуются по-разному. Внимательно рассмотрите и прокомментируйте предложенную схему.
Слайд.
Задание. Представьте графически семью в виде солнышка с расходящимися лучами. Рядом с каждым лучом подпишите одно из назначений семьи. При выполнении задания вспомните примеры из жизни вашей собственной семьи.
(Запись Схемы в тетрадь.)
3. Семья и государство.
- Семья — самое главное в жизни человека, самое дорогое, то, что придает ему силы. Она является обязательной частью любого общества, любого государства. Представьте себе соты пчелиного улья. Так и государство состоит из множества ячеек — семей.
- Должно ли государство заботиться о благополучии семей? Ответ аргументируйте.
Слайд.
- Сыграем в игру «Цепочка». Вы должны, используя свои знания и опыт, называть те виды помощи, которую государство оказывает семьям.
(В ходе проверки выполнения задания составляется схема.)
- В России приняты специальные законы, которые гарантируют семье помощь государства, соблюдение её прав.
Слайд.
Документы защищающие семью в Российской Федерации:
- Конституция Российской Федерации,
- Семейный кодекс Российской Федерации.
(Запись в тетрадь.)
Слайд.
Задание. Составьте портрет благополучной и неблагополучной семьи. Отберите качества, которыми, с вашей точки зрения, должна обладать та или иная семья.
Злобность, дружелюбие, лень, заботливость, внимательность, любовь, зависть, нежность, строгость, неуступчивость, верность, доброта, взаимопонимание.
(Проверка выполнения задания.)
- В неблагополучных семьях злоупотребляют спиртными напитками, а способы воспитания детей жестокие, грубые, унижающие человеческое достоинство. В таких случаях мы говорим, что семья не выполняет своих обязанностей ни перед своими родными и близкими, ни перед государством. А значит, нарушает Основной закон нашей страны — Конституцию РФ.
4. Какие бывают семьи.
Слайд.
Задание. Назовите близких и дальних родственников/
Слайд.
Задание. Рассмотрите иллюстрации на стр. 29 и определите количество поколений в семье.
- Все семьи разные, но можно найти черты, которые делают их похожими.
Слайд.
Задание. Прочитайте материал учебника на стр. 29, заполните таблицу «Виды семей».
(Запись в тетрадь.)
Практическая работа.
- Все мы мечтаем создать счастливую семью. Предлагаю вам выполнить проект под названием «Дом счастья». В этом доме, естественно, будет проживать счастливая семья.
Уважение. Уважение к другому человеку, к его переживаниям — ведущее требование взаимоотношений между людьми, в том числе между членами семьи.
Любовь. Любить — значит понимать друг друга с полуслова, с полувзгляда, жить дружно и счастливо. «Тайна сия велика есть», — говорили древние о любви.
Понимание. Для человека важны хорошие отношения с каждым членом семьи. Стремление к пониманию друг друга — основа любой семьи: «Счастье — это когда тебя понимают».
Взаимопомощь. В семье должно быть взаимное уважение взрослых и детей. Начинается оно с общения, задушевных бесед, помощи друг другу.
Трудолюбие. Любовь к труду прививается с детства в кругу семьи. Без трудолюбия невозможно стать настоящим человеком. Благодаря трудолюбию семья живет долго и счастливо.
Здоровье. Это одна из важнейших жизненных ценностей. «Все в твоих руках», — утверждал один мудрец. Человек выбирает тот образ жизни, который обеспечит здоровье и счастье всем членам семьи.
Красота. Человек всегда стремился к прекрасному и эстетичному.
Чистота. Это залог здоровья и необходимое условие комфорта. Чтобы в доме было тепло и уютно, нужен элементарный порядок.
Традиции. Любая семья должна придерживаться традиций, которые передаются из поколения в поколение. Например, традиции праздновать дни рождения и другие замечательные даты, отмечать общенародные праздники и т. д.
Дружба. Она воодушевляет и окрыляет, дает каждому члену семьи почувствовать себя счастливым.
- Строительство любого дома всегда заканчивается возведением крыши. Наша крыша называется «хорошее настроение».
- Вот мы и построили дом, где живет счастливая семья.
IV. Закрепление изученного материала
Задание 1. Правильно произнесите слова, расставляя ударение.
Семья, поколение, Семейный кодекс РФ, двухпоколенная, трёхпоколенная, четырёхпоколенная, полная, неполная, малодетная, многодетная.
Фронтальный опрос.
- Что такое семья?
- Зачем человеку семья?
- Какие документы защищают семью в РФ?
- Какие семьи бывают?
- Почему государство заботится о семье? Приведите примеры такой заботы.
Задание 2. Определите вид семьи.
V. Обобщение. Итог урока.
- Рефлексия.
- Оценивание работы учащихся. Выставление отметок.
- Домашнее задание.
- Выучить записи в тетради.
- Нарисовать Древо семьи.
Скачать презентацию к уроку можно здесь.
Скачать конспект к уроку можно здесь.