Рабочий материал ориентирован на использование учебника Л.Н. Боголюбова, Н.Ф. Виноградовой, Н.И. Горецкой и др. Обществознание. 5 класс учебн. для общеобр. учреждений – Просвещение, 2013.


Уроки «Труд и творчество»

Тип урока: изучение нового.

Цели:

  • дать представление о том, какое значение имеет твор­ческое начало в ходе трудовой деятельности; охарактеризовать виды творчества; раскрыть значение понятий творчество, ремесленник, мастер;
  • развивать умение выделять главное, сравнивать, анализировать, классифицировать и обобщать факты и явления, систематизировать обществоведческую информацию и представлять ее в виде таблицы, осуществлять расширенный поиск ин­формации с использованием различных источников информации;
  • воспитывать заинтересованности не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества;
  • коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе.

Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал.

Основные понятия: труд, творчество, ремесленник, ремесло, мастер.

Ход урока

I. Организационный момент

Речевая разминка

II. Мотивационно-целевой этап

— Посмотрите на картинки. Как Вы думаете, кто сделал эти вещи?

— Как человек сделал эти вещи? (Ответ: руками)

Ремесло – это изготовление изделий руками.

— Как называют людей, кто занимается ремеслом?

Ремесленник – это человек, который занимается ремеслом.

 Просмотр видео «Галилео. Скань»

— Чем труд ремесленника отличается от труда обычного человека? (Ответ: уникальный, неповторимый, творческий)

— Как Вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке.

— Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить? (Ответы учеников.)

Тема нашего урока «Труд и творчество».

План:

  1. Трудовая деятельность человека.
  2. Мастер и ремесленник.
  3. Что такое творчество.

III. Изучение нового материала

  1. Трудовая деятельность человека

— Рассмотрите слайды.

Слайд. (Изображения муравейника, пчелиного улья, бобров, строящих плотину, птицы, строящей гнездо.)

Слайд. (Изображения людей, возводящих здание, работаю­щих на поле, программиста, создающего программу, врача, про­водящего операцию, учителя, ведущего урок.)

— Пользуясь представленными слайдами и текстом на с. 81—82 учебника, ответьте на следующие вопросы.

— Можно ли сделать вывод о том, что животные тоже трудятся?

— Что лежит в основе деятельности животного?

— Что лежит в основе деятельности человека?

— В чем отличия от деятельности человека и животного?

Задание. Впишите в таблицу основные принципы труда человека и животного.

(Проверка выполнения задания.)

 Задание. Обратимся к рубрике «Жил на свете человек» на с. 82—83 учеб­ника. Прочитайте текст и ответьте на следующие вопросы.

— Что вы узнали о герое рубрики?

— Какие трудности пришлось преодолеть Циолковскому в детстве?

— Как вы думаете, что помогло ему их преодолеть?

— Почему его вклад в науку считается столь значимым? (Ответы учеников.)

  1. Мастер и ремесленник

— Часто можно услышать фразу: «Ты настоящий мастер своего дела».

— Чем отличается мастер от ремесленника? Рассмотрите слайд и выскажите свои предположения.

(На слайде картина «В мастерской ремесленника».)

— Определите черты, свойствен­ные ремесленнику.

— Определите черты, свойствен­ные мастеру.

(По ходу проверки задания заполняется таблица.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МАСТЕР — это человек, достигший высокого мастерства в своём деле, делающий  работу оригинально и необычно, творчески.

Но путь к мастерству лежит через ремесленничество. В Сред­ние века человек, после того как заканчивал обучение какому- либо мастерству, отправлялся в странствия. Он путешествовал по городам, общался с людьми, наблюдал за их жизнью, оттачивал свое мастерство. Через несколько лет человек возвращался в свой город, на то место, откуда он отправился в путь, и сдавал экзамен на звание мастера.

 Задание. Рассмотрите иллюстрации на с. 84 учебника. Как вы думаете, какие предметы сделал ремесленник, а ка­кие — мастер? Поясните свой ответ.

Задание. Какое слово лишнее в перечне и почему?

Фантазия, шаблон, воображение, мастерство. (Ответы учеников.)

Задание. Какими качествами должен обладать мастер? К каждой букве подобрать качество.

Т — трудолюбие

В — воображение

О – оптимизм

Ч — честолюбие

Е — ….

С — …

Т —

В —

О —

  1. Что такое творчество

Творчество — это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других.

— Какие виды творчества вы знаете? (Ответы учеников, составление схемы.)

Творческие профессии:

1.актёр,

2.музыкант,

3.дизайнер,

4.режиссёр,

5.парикмахер,

6.модельер,

7.скульптор,

8.художник,

9.архитектор,

  1. писатель,
  2. учитель,
  3. флорист,
  4. хореограф….

Ученые доказали, что творческие способности есть у каждого человека. Но у кого-то они развиты больше, у кого-то меньше. От чего это зависит?

Факторы, способствующие развитию творческих способно­стей людей:

  • смелость, свобода;
  • терпение и трудолюбие;
  • любопытство, тяга к новому;
  • самообразование;
  • врожденный талант.

Факторы, сдерживающие развитие творческих способностей людей:

  • неуверенность в себе и своих способностях;
  • страх критики;
  • привычка к стандартам.

IV. Закрепление и обобщение.

Задание 1. Произнеси слова, расставляя ударение.

Труд, творчество, ремесленник, ремесло, мастер.

Задание 2. Определите термин.

  1. Изготовление изделий руками.
  2. Человек, который занимается ремеслом
  3. Человек, достигший высокого мастерства в своём деле, делающий работу оригинально и необычно, творчески
  4. Создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других.

Задание 3. Прочитай, что зашифровано ниже

Мбзжабзжсбзжтбзжебзжр — тбзжвбзжобзжрбзжебзжц

Задание 4. Распределите  профессии по группам:

А)   Творческие

Б)   Традиционные

  1. продавец
  2. музыкант
  3. художник
  4. дворник
  5. врач
  6. писатель
  7. почтальон
  8. водитель
  9. строитель
  10. хореограф
  11. сторож
  12. парикмахер
  13. флорист
  14. модельер

V. Подведение итогов уроков

Рефлексия

Поскольку наш урок был посвящен творчеству, предлагаю украсить «дерево творчества».

  • Плоды — занятие было полезным, плодотворным;
  • цветок — занятие прошло довольно неплохо;
  • зеленый листик — не совсем удовлетворен(а) занятием;
  • желтый листик — не удовлетворен(а) занятием.

(Ученики прикрепляют к шаблону дерева плоды, цветы, листья.)

Оценивание работы. Выставление отметок.

Домашнее задание

  1. Подготовьте рассказ о том, какие профессии людей, живу­щих в вашем городе (селе), связаны с творческим трудом.
  2. Выучить определения.

Скачать конспект урока можно здесь.

Скачать презентацию к уроку можно здесь.