Рабочий материал ориентирован на использование учебника Л.Н. Боголюбова, Н.Ф. Виноградовой, Н.И. Горецкой и др. Обществознание. 5 класс учебн. для общеобр. учреждений – Просвещение, 2013.


Урок. «Загадка человека»

 Тип урока: комбинированный урок.

Цели:

  • образовательная: сформировать целостные представления учащихся о том, зачем человек рождается, для чего живет, в чем отличие человека от
  • животных, каковы ценности человеческой жизни;
  • развивающая: развивать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, сознательно строить речевое высказывание в устной форме; делать несложные выводы;
  • воспитательная: воспитывать уважение личности, культуру общения учащихся.
  • коррекционная: коррекция мышления на основе анализа и синтеза.

Оборудование:  учебник Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Горецкая и др. Обществознание. 5 класс учебн. для общеобр. учреждений – Просвещение, 2013; таблички со словами.

Основные понятия:  биологический, социальный,  биосоциальный, наследственность, инстинкт.

 Ход урока:

I. Оргмомент. Слуховая проверка.

  • Прошу садиться. Наденьте наушники, включите аппараты. Приготовьтесь к уроку. Все готовы? Внимание! Слуховая проверка (за экраном):
  • Как вы меня слышите?
  • Кто сегодня дежурный?
  • Кто отсутствует на уроке?
  • Какой сейчас будет урок?
  • Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

…….

II. Речевая зарядка.

Задание. Произнесите термины, расставляя ударение.

Обществознание, общество.

 III. Проверка изученного ранее.

Фронтальный опрос:

  • Что такое общество?
  • Что такое обществознание?
  • Какие науки помогают изучать обществознание?

 IV. Подготовка к восприятию нового материала. Целевая установка.

  • Чтобы определить тему урока разгадайте ребусы.

Слайд.

  • Тема нашего урока «Загадка человека».
  • Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
  • На какие вопросы нам предстоит ответить? (Ответы учеников.)
  • Внимание! Послушайте план урока.

 Слайд.

ПЛАН:

  1. Чем человек отличается от животных.
  2. Зачем человек рождается.
  3. Наследственность.
  4. Можно ли влиять на наследственность.

 V. Изучение нового материала.

1. Чем человек отличается от животных

  • Представьте себе, что вы учёные. Вы присутствуете на заседании и вам необходимо решить:

  • Чтобы определить это Вам необходимо провести исследование.

Слайд.

Задание 1. Ниже приведен список физических и психических свойств: одни из них присущи только животным, другие — только человеку, третьи — и человеку, и животным. Распределите порядковые номера свойств по графам таблицы.

  1. Словесная речь;
  2. сезонная линька;
  3. способность строить жилище;
  4. обучение потомства;
  5. потребность в пище;
  6. зимняя спячка;
  7. прямохождение;
  8. потребность в общении;
  9. умение фантазировать;
  10. густая шерсть;
  11. бодрствование и сон;
  12. страхи;
  13. пищевые отвращения и пристрастия (любимая и нелюбимая пища).

                                                                                           (Проверка выполнения заданий.)

Слайд.

ВЫВОД: человек это животное

 Слайд.

Задание 2. Из приведенных свойств человека необходимо выбрать черты сходства его с животными и черты различия. Выберите и запиши­те в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем — черт различия.

  • Рассмотрите схему на с. 10 учебника и проверьте правиль­ность своих выводов об отличиях человека от животного.

 Слайд.

Вывод: человек это развитое животное.

  •  Вернёмся к нашей схеме. Мы сейчас доказали первое предположение: человек – это существо биологическое т.е. ему присуще животные привычки.

Просмотр видеосюжета про Амалу и Камалу.

https://www.youtube.com/watch?v=ZeqlS4rD6yw

 Рассказ учителя.

Амала и Камала — два одичавших ребёнка из Бенгалии (современный город Пашимбанга, Индия), воспитанные стаей волков. Обе девочки проявили поведение, похожее на волчье, якобы типичное для лесных детей. Они якобы не позволяли себя одевать, царапали и кусали людей, которые пытались их накормить, отвергали варёную пищу и ходили на 4 конечностях. У обеих девочек развились толстые мозоли на ладонях и подошвах из-за такого хождения. Девочки вели в основном ночной образ жизни, испытывали отвращение к солнечному свету и хорошо могли видеть в темноте. Они также имели развитое обоняние и слух.

Девочки любили вкус сырого мяса и обычно питались из миски, стоявшей на земле. Казалось, что они нечувствительны к холоду и жаре. Они якобы не проявляли человеческих эмоций, если не считать страха. По ночам они выли как волки. Говорить они так и не научились.

Их неоднократно пытались научить их человеческому поведению, но безуспешно. Амала умерла в 1921 от инфекции почек, и Камала горевала при виде её смерти. После этого Камала стала проявлять больше расположенности к людям. Постепенно она привыкла к человеческому обществу. Через несколько лет она научилась прямохождению, хотя не чувствовала себя в нём уверенно, а также выучила несколько человеческих слов. Она умерла в 1929 г. от болезни почек.

Слайд.

Дополнительный материал

Волчонок Балу

Эта история произошла в Индии. Житель одной индийской деревни нашел трех волчат и… ребенка. Пойманный «волчонок» кусался, рычал, царапался, скулил, проявляя признаки поведения животного. Крестьянин и его семья, в которой стал жить Балу (что переводится как «медведь, медвежонок»), стали ухаживать за мальчиком, стараясь сделать из него человека. Но из этого ничего не вышло: Балу ел только сырое мясо, передвигался на четвереньках, по ночам выл, как волк.

Человек-волчонок прожил среди людей девять лет, но так и не стал человеком: не научился говорить, едва откликался на свое имя. Он не смог приспособиться к человеческому обществу и умер.

Известны и другие случаи, когда воспитателями детенышей человека становились павианы, медведи и даже леопарды.

Вопросы:

  • Как же человек становится человеком?
  • Что необходимо ребенку, чтобы он рос и развивался?
  • Достаточно ли того, чтобы его кормили, заботились о нем? (Ответы учеников.)
  • Таким образом, феномен детей-маугли — это иллюстрация того, что человек вовсе не рождается Homo sapiens (человеком разумным), что уникаль­ные качества, отличающие его от животных, — во многом продукт воспитания.

 Вывод: человек это существо социальное.

Слайд.

Биологический – это природный, связан с живой природой.

Социальный – это общественный, связан с обществом.

Биосоциальный – это взаимодействие (связь) социальных и биологических факторов.

(Запись определений в тетрадь)

2. Зачем человек рождается

  • В этом прекрасном и непостижимом мире мы постоянно задаемся вопросами: кто я? Зачем я здесь?

 Слайд.

Задание «Оживи цветок». Прочитайте высказывания известных людей и на лепестках запишите основные мысли, которые помогут ответить на вопрос: Зачем человек рождается?

  • Итак, давайте подведем итоги.
  • Человек рождается не только для того, чтобы есть, пить, иметь красивый дом, получать блага только для себя;
  • человек — существо разумное. Он не должен совершать дур­ных поступков, а должен заботиться о благе других, делать все, чтобы на планете Земля все жили счастливо и дружно.

 3. Что такое наследственность.

Слайд.

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ – это способность организмов передавать свои признаки и особенности развития потомству.

(Ученики записывают термин в словарь.)

Благодаря этой спо­собности все живые существа (животные, растения, грибы, бакте­рии) сохраняют в своих потомках характерные черты вида. Такая преемственность наследственных свойств обеспечивается переда­чей их генетической информации. Носителями наследственной информации у организмов являются гены. Новорожденный несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и своих от­даленных предков.

Приобретенные в течение жизни навыки и свойства не пере­даются по наследству. Наукой не выявлено также особых генов одаренности, однако каждый родившийся ребенок обладает гро­мадным арсеналом задатков, раннее развитие и формирование которых зависит от социальной структуры общества, от условий воспитания и обучения, заботы и усилий родителей и желания самого маленького человека.

  •  Итак, одинаково или по-разному наследственные признаки передаются людям и животным?

 Слайд.

Задание. Прочитайте материал учебника на с. 12-13 и заполните схему «Наследственные признаки животного и человека»

Инстинкт – это действия (поведение) полученные при рождении.

4. Можно ли влиять на наследственность.

  • Если многие признаки человека передаются по наследству, означает ли это, что нельзя изменить их влияние?
  • Познакомьтесь с материалом рубрики «Жил на свете человек» на с. 13

Жил на свете человек

Жила на свете девочка Оля. В пятилетнем возрасте в результате болезни она лишилась зрения, слуха, а затем потеряла и речь. Воспитывалась Оля в специальной школе-больнице, где её учили жить без зрения и слуха. Благодаря огромной силе воли, постоянным занятиям, упорному труду Ольга Ивановна Скороходова не только жила полноценной жизнью, но и стала известным учёным, писателем, поэтом. Она написала очень интересную книгу «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир», которая переведена на многие языки мира.

Вопросы:

  • Что вы узнали об Ольге Ивановне Скороходовой?
  • Какие качества помогли ей проявить свои способности?
  • Какую роль в ее жизни сыграла помощь других людей? Свой ответ поясните.

 Слайд.

ВЫВОД:

 VIII. Закрепление.

Задание 1. Правильно произнесите слова расставляя ударение.

Биологический, социальный, биосоциальный, наследственность, инстинкт.

Задание 2. Соотнеси термин и его определение.

Задание 3. Игра «Да — нет».

Вопросы задает учитель, ученики отвечают «да» или «нет».

Вопросы к игре:

  1. Человек – это существо биосоциальное (Да)
  2. Отражается ли биологическая сущность человека в инстинктах? (Да.)
  3. Наследуется ли человеком желание пить, есть, спать, возможность передвигаться и многие другие биологические свойства организма? (Да.)
  4. Передает ли человек способность воспринимать окружающий мир, мыслить, говорить из поколения в поколение? (Да.)
  5. Человек при рождении получает от родителей особенности своих эмоций? (Да.)
  6. Является ли человек биологическим существом? (Да.)
  7. Наследует ли человек многие черты и свойства своих родителей? (Да.)
  8. Отличаются ли наследственные признаки человека от наследуемых признаков других живых организмов? (Да.)
  9. Среда, в которой малыш растет, и воспитание, которое ему дается, имеют большое значение при формировании его личности. (Да.)

IX. Обобщение. Итог урока.

  1. Рефлексия.
  2. Оценивание работы учащихся. Выставление отметок.
  3.  Домашнее задание. 
  • Выучить записи в тетради.
  • Подготовить сообщение на тему «Каковы мы – таково и общество»

Скачать презентацию к уроку можно  здесь.

Скачать конспект урока можно здесь.