Рабочий материал ориентирован на использование учебника Л.Н. Боголюбова, Н.Ф. Виноградовой, Н.И. Горецкой и др. Обществознание. 7 класс учебн. для общеобр. учреждений – Просвещение, 2013.


Тема «Экономика и ее основные участники». 

Тип урока: урок изучения нового.

Цели:

  1. формирование представлений о понятии «экономика», об участниках экономического процесса;
  2. формировать умение работать с книгой, отвечать на вопросы, делать несложные выводы;
  3. воспитывать интерес к предмету;
  4. коррекция внимания на основе упражнений в узнавании и различении объектов.

Оборудование:  учебник Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Горецкая и др. Обществознание. 7 класс учебн. для общеобр. учреждений – Просвещение, 2013, презентация, набор карточек и иллюстраций.

Основные понятия: экономика, производство, потребление, обмен, распределение, товар, услуга, экономический продукт, натуральное хозяйство, товарное хозяйство, производитель, потребитель,  прибыль.

Ход урока:

I. Орг. Момент.

  • На уроке слушайте, думайте, говорите внятно, отвечайте грамотно.

Речевая разминка.

Работа за экраном.

  • Какой сейчас урок?
  • Какой сегодня день недели?
  • какой сейчас месяц?
  • Какой сейчас год?
  • Какой сейчас век?
  • Какая сегодня дата?

План:

  • Будем называть слова.
  • Будем выполнять задание.
  • Будем работать с учебником.
  • Будем отвечать на вопросы.
  • Будем делать записи в тетради.

— Сегодня на протяжении всего урока Вы будете оценивать свою работу. В конце урока Вы узнаете общую оценку за урок.

 

 

 

Работа за экраном. Задай вопрос.

Задай вопрос…. (кому?). Номер вопроса ….

  • Как называется наше государство?
  • Назови столицу Российской Федерации.
  • Кто является главой Российской Федерации?
  • Кто является президентом Российской Федерации?
  • В какой области ты живёшь?
  • В каком городе ты живёшь?

 II. Изучение нового материала

Подготовка к восприятию темы.

— О чём мы будем говорить сегодня на уроке?

Задание.

Тема урока «Экономика и ее основные участники» (СЛАЙД 1)

Цели:

  • узнать, что такое экономика,
  • узнать, каковы сферы экономики.

План: (СЛАЙД 2)

  1. Что такое экономика.
  2.  Сферы экономики.
  3. Экономический продукт.
  4. Формы хозяйства.
  5. Участники экономики.

1. Что такое экономика.

(СЛАЙДы 3-11)

Работа с материалом учебника (стр. 66) по формированию понятия «экономика».

Задание 1. Дайте определение понятию «экономика».

Воспроизведение в памяти учащихся понятия «потребности» и виды потребностей.

(СЛАЙДы 6-9)

-Что такое экономика?

 ЭКОНОМИКА – это  производственная и познавательная деятельность людей, направленная на удовлетворение потребностей.

Учащиеся записывают определение термина в тетрадь.

2. Сферы экономики.

Рассказ учителя о сферах экономики. Работа у доски.

3. Экономический продукт.

Экономический продукт товар, услуга, которые удовлетворяют потребности человека.

Посмотрите на картинки (телевизор, мороженое, стол, велосипед, посуда, ремонт дома, ремонт автомобиля, строительство дома, доставка пиццы, стрижка в парикмахерской, лечение у доктора). Разделите их на две группы.

— У Вас получились две группы.

— Какой вопрос можно задать к картинкам из первой группы? (Ответ: ЧТО?)

— Какой вопрос можно задать к картинкам из второй группы? (Ответ: ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ?)

— Что обозначают слова, которые отвечают на вопрос ЧТО? (Ответ: предметы)

— Что обозначают слова, которые отвечают на вопросы  ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ? (Ответ: действие)

— Проверим, насколько хорошо вы усвоили пройденный материал. Заполните таблицу, используя следующие слова и словосочетания.

4. Формы хозяйства.

Работа с Презентацией.

5. Участники экономики.

Производитель – тот, кто создаёт товары или услуги.

Потребитель – тот, кто использует товары и услуги.

Прибыль –доходы от продажи товаров или услуг.

 

III. Закрепление.

Задание 1. Правильно назови слова, расставляя ударение.

Экономика, производство, потребление, обмен, распределение.

Задание 2. Ответь на вопросы.

  1. Что такое экономика?
  2. Укажите сферы экономики.

Задание 3. Вычеркни слово, которое не относится к сферам экономики.

Производство, потребление, усвоение, обмен, распределение.

Задание 4. Определите сферу экономики.

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Эта долька – для ежа,

Эта долька – для стрижа,

Эта долька – для утят,

Эта долька – для котят,

Эта долька – для бобра,

А для волка – кожура.

****************************

Робин Бобин Барабек

Скушал 40 человек,

И корову, и быка,

И кривого мясника,

И телегу, и дугу,

И метлу, и кочергу,

Скушал церковь, скушал дом,

И кузницу с кузницом.

*******************************

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая.

**********************************

Сидит белка на тележке,

Продает орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому,

Кому в платок,

Кому в зобок,

Кому в лапочку.

*******************************************

Задание 5. Познакомьтесь с понятиями, найдите главный смысловой ряд. Определите «выпадающее понятие», относящееся к другому смысловому ряду:

потребности, хозяйство, налоги, производство, обмен, товар.

Ответ: налоги.

Задание 6. Сгруппируйте слова, относящиеся к экономическим проявлениям жизни общества:

республика, традиции, собственность, поколение, технология, народность, торговля, творчество, мировоззрение, услуга, образование, судопроизводство.

Ответ: собственность, технология, торговля, услуга.

Задание 7. Составьте небольшие тексты (3—4 предложения) с использованием следующих понятий: «потребности», «экономика», «производство», «товарное хозяйство».

Задание 8. Проследите путь учебной книги от природы (как ресурса производства) до потребителя и определите соответствующие экономические единицы на данном пути (сырьё, предприятия, технологии и др.).

Задание 9.Вы собираетесь позавтракать в кафе быстрого обслуживания (например, в «Макдоналдсе»). Примените к данной ситуации понятия «товар», «производитель», «потребитель», «обмен».

Задание 10. Приведите примеры товаров индивидуального и общественного потребления.

Задание 11. Что может быть целью производителя:

а) использование машин и оборудования;

б) повышение качества продукции;

в) снижение материальных потребностей;

г) получение дохода;

д) снижение затрат производства;

е) использование природного сырья.

Ответ: б; г; д.

Задание 12. Назовите 3—4 термина, наиболее тесно связанных с понятиями «потребитель» и

«производитель».

Задание 13. Расположите в правильной последовательности этапы поведения думающего

(рационального) потребителя:

решение о покупке, осознание потребности, оценка других возможных вариантов выбора, поиск информации о товаре.

Ответ: осознание потребности, оценка других возможных вариантов выбора (альтернатив), поиск информации, решение о покупке.

IV. Обобщение. Итог урока.

  1. Рефлексия. Учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.
  2. Оценивание работы учащихся. Выставление отметок.
  3. Домашнее задание.
  • Выучить определения в тетради.

Скачать Презентацию можно здесь.

Скачать Конспект урока можно здесь.

Скачать Рабочий лист к уроку можно  здесь.