Рабочий материал ориентирован на использование учебника Л.Н. Боголюбова, Н.Ф. Виноградовой, Н.И. Горецкой и др. Обществознание. 7 класс учебн. для общеобр. учреждений – Просвещение, 2013.
Тема «Экономика и ее основные участники».
Тип урока: урок изучения нового.
Цели:
- формирование представлений о понятии «экономика», об участниках экономического процесса;
- формировать умение работать с книгой, отвечать на вопросы, делать несложные выводы;
- воспитывать интерес к предмету;
- коррекция внимания на основе упражнений в узнавании и различении объектов.
Оборудование: учебник Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Горецкая и др. Обществознание. 7 класс учебн. для общеобр. учреждений – Просвещение, 2013, презентация, набор карточек и иллюстраций.
Основные понятия: экономика, производство, потребление, обмен, распределение, товар, услуга, экономический продукт, натуральное хозяйство, товарное хозяйство, производитель, потребитель, прибыль.
Ход урока:
I. Орг. Момент.
- На уроке слушайте, думайте, говорите внятно, отвечайте грамотно.
Речевая разминка.
Работа за экраном.
- Какой сейчас урок?
- Какой сегодня день недели?
- какой сейчас месяц?
- Какой сейчас год?
- Какой сейчас век?
- Какая сегодня дата?
План:
- Будем называть слова.
- Будем выполнять задание.
- Будем работать с учебником.
- Будем отвечать на вопросы.
- Будем делать записи в тетради.
— Сегодня на протяжении всего урока Вы будете оценивать свою работу. В конце урока Вы узнаете общую оценку за урок.
Работа за экраном. Задай вопрос.
Задай вопрос…. (кому?). Номер вопроса ….
- Как называется наше государство?
- Назови столицу Российской Федерации.
- Кто является главой Российской Федерации?
- Кто является президентом Российской Федерации?
- В какой области ты живёшь?
- В каком городе ты живёшь?
II. Изучение нового материала
Подготовка к восприятию темы.
— О чём мы будем говорить сегодня на уроке?
Задание.
Тема урока «Экономика и ее основные участники» (СЛАЙД 1)
Цели:
- узнать, что такое экономика,
- узнать, каковы сферы экономики.
План: (СЛАЙД 2)
- Что такое экономика.
- Сферы экономики.
- Экономический продукт.
- Формы хозяйства.
- Участники экономики.
1. Что такое экономика.
(СЛАЙДы 3-11)
Работа с материалом учебника (стр. 66) по формированию понятия «экономика».
Задание 1. Дайте определение понятию «экономика».
Воспроизведение в памяти учащихся понятия «потребности» и виды потребностей.
(СЛАЙДы 6-9)
-Что такое экономика?
ЭКОНОМИКА – это производственная и познавательная деятельность людей, направленная на удовлетворение потребностей.
Учащиеся записывают определение термина в тетрадь.
2. Сферы экономики.
Рассказ учителя о сферах экономики. Работа у доски.
3. Экономический продукт.
Экономический продукт –товар, услуга, которые удовлетворяют потребности человека.
Посмотрите на картинки (телевизор, мороженое, стол, велосипед, посуда, ремонт дома, ремонт автомобиля, строительство дома, доставка пиццы, стрижка в парикмахерской, лечение у доктора). Разделите их на две группы.
— У Вас получились две группы.
— Какой вопрос можно задать к картинкам из первой группы? (Ответ: ЧТО?)
— Какой вопрос можно задать к картинкам из второй группы? (Ответ: ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ?)
— Что обозначают слова, которые отвечают на вопрос ЧТО? (Ответ: предметы)
— Что обозначают слова, которые отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ? (Ответ: действие)
— Проверим, насколько хорошо вы усвоили пройденный материал. Заполните таблицу, используя следующие слова и словосочетания.
4. Формы хозяйства.
Работа с Презентацией.
5. Участники экономики.
Производитель – тот, кто создаёт товары или услуги.
Потребитель – тот, кто использует товары и услуги.
Прибыль –доходы от продажи товаров или услуг.
III. Закрепление.
Задание 1. Правильно назови слова, расставляя ударение.
Экономика, производство, потребление, обмен, распределение.
Задание 2. Ответь на вопросы.
- Что такое экономика?
- Укажите сферы экономики.
Задание 3. Вычеркни слово, которое не относится к сферам экономики.
Производство, потребление, усвоение, обмен, распределение.
Задание 4. Определите сферу экономики.
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа,
Эта долька – для стрижа,
Эта долька – для утят,
Эта долька – для котят,
Эта долька – для бобра,
А для волка – кожура.
****************************
Робин Бобин Барабек
Скушал 40 человек,
И корову, и быка,
И кривого мясника,
И телегу, и дугу,
И метлу, и кочергу,
Скушал церковь, скушал дом,
И кузницу с кузницом.
*******************************
Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая.
**********************************
Сидит белка на тележке,
Продает орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому,
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
*******************************************
Задание 5. Познакомьтесь с понятиями, найдите главный смысловой ряд. Определите «выпадающее понятие», относящееся к другому смысловому ряду:
потребности, хозяйство, налоги, производство, обмен, товар.
Ответ: налоги.
Задание 6. Сгруппируйте слова, относящиеся к экономическим проявлениям жизни общества:
республика, традиции, собственность, поколение, технология, народность, торговля, творчество, мировоззрение, услуга, образование, судопроизводство.
Ответ: собственность, технология, торговля, услуга.
Задание 7. Составьте небольшие тексты (3—4 предложения) с использованием следующих понятий: «потребности», «экономика», «производство», «товарное хозяйство».
Задание 8. Проследите путь учебной книги от природы (как ресурса производства) до потребителя и определите соответствующие экономические единицы на данном пути (сырьё, предприятия, технологии и др.).
Задание 9.Вы собираетесь позавтракать в кафе быстрого обслуживания (например, в «Макдоналдсе»). Примените к данной ситуации понятия «товар», «производитель», «потребитель», «обмен».
Задание 10. Приведите примеры товаров индивидуального и общественного потребления.
Задание 11. Что может быть целью производителя:
а) использование машин и оборудования;
б) повышение качества продукции;
в) снижение материальных потребностей;
г) получение дохода;
д) снижение затрат производства;
е) использование природного сырья.
Ответ: б; г; д.
Задание 12. Назовите 3—4 термина, наиболее тесно связанных с понятиями «потребитель» и
«производитель».
Задание 13. Расположите в правильной последовательности этапы поведения думающего
(рационального) потребителя:
решение о покупке, осознание потребности, оценка других возможных вариантов выбора, поиск информации о товаре.
Ответ: осознание потребности, оценка других возможных вариантов выбора (альтернатив), поиск информации, решение о покупке.
IV. Обобщение. Итог урока.
- Рефлексия. Учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.
- Оценивание работы учащихся. Выставление отметок.
- Домашнее задание.
- Выучить определения в тетради.
Скачать Презентацию можно здесь.
Скачать Конспект урока можно здесь.
Скачать Рабочий лист к уроку можно здесь.