Рабочий материал ориентирован на использование учебника Л.Н. Боголюбова, Н.Ф. Виноградовой, Н.И. Горецкой и др. Обществознание. 5 класс учебн. для общеобр. учреждений – Просвещение, 2013.


Тема «Наша Родина — Россия» (2 урока)

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

Образовательная: познакомить с понятием Родина; объяснить, что значит быть патриотом и почему русский язык является государственным в Российской Федерации; учить называть субъекты Российской Федерации, их права, опираясь на учебный материал; раскрыть значение понятий федерация, патриотизм, патриот;

Развивающая: формирование умений работы с текстом, аргументировать свой ответ, делать выводы;.

Воспитательная: воспитывать чувство чувствах гражданственности и патриотизма;

Коррекционная: коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении объектов.

Оборудование:  Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Горецкая и др. Обществознание. 5 класс учебн. для общеобр. учреждений – Просвещение, 2013; раздаточный материал, презентация.

Основные понятия: Федерация, субъекты федерации, Родина, патриот.

 Ход урока:

I. Орг. момент.

Речевая разминка

II. Проверка изученного ранее.

III. Изучение нового.

Звучит песня «Моя Россия» Георгия Струве.

Определение темы и цели урока

  • Итак, ребята, мы прослушали с вами песню.
  • Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? (о России)
  • Значит тема нашего сегодняшнего урока? (РОССИЯ). Учитель вывешивает карточку со словом «Россия».
  • Но такое название темы не совсем полное.
  • Обратите внимание на доску, с помощью ребусов мы узнаем тему нашего урока.

Первый ребус:

 

 

 

  • Это слово (НАША).

 Второй ребус:

 

 

 

  •   Это слово (РОДИНА).
  • Обратите внимание как пишется это слово.
  • Россия – это не просто государство, это наша Родина.
  • Давайте уточним тему (Наша Родина — Россия). Учитель записывает на доске продолжение названия темы.
  • Откройте тетради и запишите, пожалуйста, тему сегодняшнего урока.

 ПЛАН:
1. Российская Федерация.

2. Россия – наша Родина.

3. Что значит быть патриотом.

ЦЕЛЬ УРОКА: 

— изучить как устроено наше государство;

— рассмотреть понятие «Родина»,

— узнать, какого человека можно назвать «патриот».

  1. Российская Федерация.

Рассказ учителя.

  • В разное время наше государство называлось по-разному. (Слайд).

 

 

 

 

 

  •  Как сегодня называется наше государство?
  • Сегодня наше государство называется Россия или Российская Федерация. (Слайд). (Учащиеся записывают в тетрадь)
  • Что такое «федерация»?
  • Федерация (от лат.) = союз, объединение. (Слайд)
  • Следовательно, Россия представляет собой союз, она что-то объединяет.
  • Что объединяет? Давайте посмотрим на карту.
  • Части Российской Федерации называются субъектами.
  • Субъекты Российской Федерации:
  1. края,
  2. области,
  3. республики,
  4. города федерального значения Москва, Севастополь и Санкт- Петербург,
  5. автономные округа. (Слайд)

 Вывод. (Слайд)

(Учащиеся записывают в тетрадь)

(Слайд)

  • Ребята, а в каком субъекте РФ живем мы с вами? (Слайд)

(Учащиеся записывают в тетрадь)

  •  Найдите его на карте.

Практическая работа. (Слайд)

Задание. Рассмотрите карту Российской Федерации на стр. 94-95 учебника.

  1. Укажите границы Российской Федерации.
  2. Найдите столицу Российской Федерации.
  3. Назовите страны-соседей Российской Федерации.
  4. Найдите и запишите в тетрадь 10 республик.
  5. Найдите и запишите в тетрадь 8 краев.
  6. Найдите и запишите в тетрадь 6 областей.
  7. Найдите и запишите в тетрадь 5 автономных округов.

 Задание. Найдите 3 лишних слова:

Удмуртия, Ставропольский край, Тверская область, Урал, Республика Коми, Тамбовская область, Кавказ, Бурятия, Москва, Памир, Чувашия, Эвенкский автономный округ, Северная Осетия.   (Слайд)

Задание. Выберите из перечня наименования народов, имеющих своё государство:(Слайд)

белорусы карелы русские
уральцы казахи казаки
сибиряки узбеки костромичи

        2. Россия – наша Родина. (Слайд)

  • Что такое «Родина»?

Работа с текстом. Рассказ К. Д. Ушинского «Наше Отечество». (Слайд)

  • Что такое «Родина»?
  • Как мы ещё называем Россию?
  • Почему Россия – это наша родина? (Ответ: ней жили испокон веку отцы наши и деды наши, в ней мы родились, в ней для нас родное, она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, она защищает и бережёт нас).

       Родина – это страна, в которой человек живёт; где он родился, где жили его предки.

       Россия – это наша Родина.     (Слайд)

(Учащиеся записывают в тетрадь)

     3. Что значит быть патриотом.

  • Должен ли человек любить Родину? Почему?
  • А как называют человека который любит свою родину, который готов на подвиг ради нее? (Патриот).

ПАТРИОТ – человек, который любит свою Родину. (Слайд)

            (Учащиеся записывают в тетрадь)

(Слайд)

IV. Закрепление.

Задание 1. Правильно произнесите слова, расставляя ударение.

Российская Федерация, субъект Федерации, Родина, Отечество, патриот.

Задание 2. Объясни значение понятий.

  1. Федерация – это………………..
  2. Субъект федерации – это …………………
  3. Родина – это………………….
  4. Патриот – это …………………….

Задание 3.  Объясни, почему слова написаны с заглавной буквы?

  1. Россия,
  2. Москва,
  3. Оренбургская область,
  4. Родина.

Задание 4.  Верны ли следующие утверждения

 V. Обобщение.

Совместно с учителем учащиеся составляют «Карту памяти», и записывают в тетрадь:

  • Является федерацией
  • Состоит из субъектов
  • Субъектами являются края, области, республики, автономные округи, города федерального значения
  • Субъекты обладают равными правами
  • Является нашей Родиной
  • Патриот любит свою Родину

VI. Итог урока.

  1. Рефлексия.
  2. Оценивание работы учащихся. Выставление отметок.
  3.  Домашнее задание. 

Скачать презентацию к уроку можно здесь.

Скачать конспект к уроку можно здесь.