Рабочий материал ориентирован на использование учебника Л.Н. Боголюбова, Н.Ф. Виноградовой, Н.И. Горецкой и др. Обществознание. 6 класс учебн. для общеобр. учреждений – Просвещение, 2013.


Тема «Общение».

Тип урока: комбинированный урок.

Цели:

  • сформировать представление о содержании, целях и средствах общения, способствовать осмыслению учащимися своего опыта общения со сверстниками, людьми старшего и младшего поколения,
  • развивать умения анализировать, делать выводы, давать нравственную оценку конкретных ситуаций, отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения, создать условия для рефлексии и совершенствования учащимися собственных коммуникативных навыков: умение слушать и слышать своих одноклассников, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли,
  • воспитывать у учащихся уважительное отношение к позиции другого человека, культуру речи,
  • коррекция мышления на основе установления причинно-следственных связей и зависимостей между объектами.

Оборудование: учебник, презентация, рабочие листы с заданиями.

Основные понятия: общение, речь, устная речь, письменная речь, речевое общение, неречевое общение, средства общения, культура общения.

           Ход урока:

I. Организация начала урока.

План:

Будем называть слова.

Будем выполнять задания.

Будем работать с учебником.

Будем отвечать на вопросы.

Будем делать записи в тетради.

 Речевая разминка.

 II. Проверка изученного ранее

Карточка

 III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Задание. Реши примеры, найденные ответы расположите в порядке возрастания  и  узнайте тему урока.

— Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить, каковы цели нашего урока.

План:

  1. Общение.
  2. Средства общения. Виды общения.
  3. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.
  4. Правила общения.

Цели:

  1. узнать, что такое «общение»,
  2. узнать, какие бывают средства и виды общения,
  3. узнать, чем отличается общение со сверстниками, старшими и младшими,
  4. узнать правила общения.

IV. Усвоение новых знаний.

1.ОБЩЕНИЕ.

Рассказ учителя.

(Слайд)

ОБЩЕНИЕ – это взаимные деловые и дружеские отношения людей.     (Запись в тетради)

(Слайд)

Задание 1. Есть такое выражение «Человек моего круга».

Кто входит в твой круг общения? Изобрази его схема­тично, поместив в разные сектора этого круга основных партнёров по общению. Чем больше ты общаешься с кем- то, тем больше должен быть сектор круга общения с этим партнёром.

Задание 2. Джонатан Свифт в своей книге о путешествиях Гулливера писал о том, что в стране Лапуте люди решили отказаться от языка, а слова заменить самими вещами. К каким последствиям для общения привела эта затея? Укажи не менее трёх последствий.

1)____________________________________________________________________

2)____________________________________________________________________

3) ____________________________________________________________________

Работа с учебником .

 — Откройте учебник на стр. 68. и ответьте на вопрос «Что происходит в ходе общения?».

(Слайд)

Что происходит в ходе общения?

  1. Обмен информацией.
  2. Получение информации и о самом себе.
  3. Развитие самого человека.    (Запись в тетради)

2.СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ. ВИДЫ ОБЩЕНИЯ

Рассказ учителя.

(Слайд)

Главным средством, общения людей является  — речь. (Запись в тетради)

 (Слайд)

 (Запись в тетради)

Задание 5. Издавна люди придумывали различные способы пе­редачи информации помимо обычной речи. Укажи не менее трёх «азбук», с помощью которых люди общают­ся, не прибегая к словам.

  1. ___________________________________________
  2. ___________________________________________
  3. ___________________________________________

(Слайд)

(Запись в тетради)

Работа с учебником.

Задание. Прочитайте материал учебника на стр. 69-70  и назовите виды неречевого общения.

(Слайд)

 (Запись в тетради)

Дополнительный материал. Язык жестов (Приложение 1.)

3. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ, СТАРШИМИ И МЛАДШИМИ.

Беседа.

  • Почему со сверстниками легче общаться, чем со старшими или младшими?
  • Что помогает общению со старшими?
  • Что облегчает общение с теми, кто младше тебя?
  • Какие рекомендации можно записать в общий, универсальный рецепт общения?

4. ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ.

Притча о языке

Один король приказал своему слуге:                                                                                                                                              — Принеси мне такое кушанье, вкуснее которого нет на свете!

Слуга пошёл на рынок и купил язык. Попробовал его король и пришел в восторг от прекрасно приготовленного блюда.

Через некоторое время король вызвал к себе слугу и приказал доставить ему самое горшее из всех блюд, какие есть в мире. Слуга снова пошел на рынок и купил… язык.

 — Я требовал, чтобы ты принес самое горшее блюдо, а ты снова принес язык, — рассердился король.

 — Ваше величество! — сказал слуга. — На свете нет ничего приятнее умных слов и ничего горше дурных слов. Все дело в языке…

(Слайд)

Задание 3. Расставь по порядку от самого важного (1) до менее важного (8) умения и качества, влияющие на общение.

Умение слушать, доброжелательность, наблюдательность, владение интересной информацией, умение выражать своё мнение, умение понять другого человека, вежливость, настойчивость в доказательстве своей правоты.

  1. ___________________________________________________________________
  2. ___________________________________________________________________
  3. ___________________________________________________________________
  4. ___________________________________________________________________
  5. ___________________________________________________________________
  6. ___________________________________________________________________
  7. ___________________________________________________________________
  8. ___________________________________________________________________

(Слайд)

Правила общения

  • Проявляйте искренний интерес к собеседнику
  • Старайтесь открыто признавать достоинства других людей, хвалите их
  • Будьте доброжелательны, приветливы, улыбайтесь
  • Будьте хорошим слушателем
  • Говорите о том, что интересно собеседнику
  • Проявляйте уважение и терпимость (толерантность) к людям
  • Постарайтесь искренно встать на место другого человека
  • Не критикуйте человека при посторонних

V. Закрепление знаний.

Задание 1. Правильно назови слова, расставляя ударение.

Общение, речь, устная речь, письменная речь, речевое общение, неречевое общение, средства общения, культура общения.

Фронтальный опрос:

  1. Что такое «общение»?
  2. Какие бывают средства и виды общения?
  3. Чем отличается общение со сверстниками, старшими и младшими?
  4. Каковы правила общения?

Задание 6. Читая каждую вторую букву или знак препинания, вы узнаете высказывание Пифагора о поступках челове­ка.

аситраотшувюикрркасспилтыввирдд, капчщецлмолв гешкзав — идтелябнлизя.

Ответ: _________________________________________________________________

Задание 7. Двигаясь от 1 до 23, вы сможете прочитать предложение.

д-4, т-7, а-5, е-9, о-11, ч-8, о-16, к-14, з-3, а-15, е-6, б-17, щ-18, с-1, в-12, е-13, л-10, о-2, е-19, с-20, т-21, в-22,о-23.

 Ответ: _________________________________________________________________

VI. Обобщение и систематизация знаний.

 VII. Подведение итогов. Рефлексия.

  1. Рефлексия.
  2. Оценивание работы учащихся. Выставление отметок.
  3. Домашнее задание. Выучить записи в тетради.

Скачать Презентацию к уроку можно здесь.

Скачать конспект урока можно здесь.

Скачать Рабочий лист к уроку можно здесь.

Приложение 1.

Приложение 2.