Рабочий материал ориентирован на использование учебника Л.Н. Боголюбова, Н.Ф. Виноградовой, Н.И. Горецкой и др. Обществознание. 6 класс учебн. для общеобр. учреждений – Просвещение, 2013.
Тема «Общение».
Тип урока: комбинированный урок.
Цели:
- сформировать представление о содержании, целях и средствах общения, способствовать осмыслению учащимися своего опыта общения со сверстниками, людьми старшего и младшего поколения,
- развивать умения анализировать, делать выводы, давать нравственную оценку конкретных ситуаций, отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения, создать условия для рефлексии и совершенствования учащимися собственных коммуникативных навыков: умение слушать и слышать своих одноклассников, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли,
- воспитывать у учащихся уважительное отношение к позиции другого человека, культуру речи,
- коррекция мышления на основе установления причинно-следственных связей и зависимостей между объектами.
Оборудование: учебник, презентация, рабочие листы с заданиями.
Основные понятия: общение, речь, устная речь, письменная речь, речевое общение, неречевое общение, средства общения, культура общения.
Ход урока:
I. Организация начала урока.
План:
Будем называть слова.
Будем выполнять задания.
Будем работать с учебником.
Будем отвечать на вопросы.
Будем делать записи в тетради.
Речевая разминка.
II. Проверка изученного ранее
Карточка
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Задание. Реши примеры, найденные ответы расположите в порядке возрастания и узнайте тему урока.
— Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить, каковы цели нашего урока.
План:
- Общение.
- Средства общения. Виды общения.
- Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.
- Правила общения.
Цели:
- узнать, что такое «общение»,
- узнать, какие бывают средства и виды общения,
- узнать, чем отличается общение со сверстниками, старшими и младшими,
- узнать правила общения.
IV. Усвоение новых знаний.
1.ОБЩЕНИЕ.
Рассказ учителя.
(Слайд)
ОБЩЕНИЕ – это взаимные деловые и дружеские отношения людей. (Запись в тетради)
(Слайд)
Задание 1. Есть такое выражение «Человек моего круга».
Кто входит в твой круг общения? Изобрази его схематично, поместив в разные сектора этого круга основных партнёров по общению. Чем больше ты общаешься с кем- то, тем больше должен быть сектор круга общения с этим партнёром.
Задание 2. Джонатан Свифт в своей книге о путешествиях Гулливера писал о том, что в стране Лапуте люди решили отказаться от языка, а слова заменить самими вещами. К каким последствиям для общения привела эта затея? Укажи не менее трёх последствий.
1)____________________________________________________________________
2)____________________________________________________________________
3) ____________________________________________________________________
Работа с учебником .
— Откройте учебник на стр. 68. и ответьте на вопрос «Что происходит в ходе общения?».
(Слайд)
Что происходит в ходе общения?
- Обмен информацией.
- Получение информации и о самом себе.
- Развитие самого человека. (Запись в тетради)
2.СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ. ВИДЫ ОБЩЕНИЯ
Рассказ учителя.
(Слайд)
Главным средством, общения людей является — речь. (Запись в тетради)
(Слайд)
(Запись в тетради)
Задание 5. Издавна люди придумывали различные способы передачи информации помимо обычной речи. Укажи не менее трёх «азбук», с помощью которых люди общаются, не прибегая к словам.
- ___________________________________________
- ___________________________________________
- ___________________________________________
(Слайд)
(Запись в тетради)
Работа с учебником.
Задание. Прочитайте материал учебника на стр. 69-70 и назовите виды неречевого общения.
(Слайд)
(Запись в тетради)
Дополнительный материал. Язык жестов (Приложение 1.)
3. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ, СТАРШИМИ И МЛАДШИМИ.
Беседа.
- Почему со сверстниками легче общаться, чем со старшими или младшими?
- Что помогает общению со старшими?
- Что облегчает общение с теми, кто младше тебя?
- Какие рекомендации можно записать в общий, универсальный рецепт общения?
4. ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ.
Притча о языке
Один король приказал своему слуге: — Принеси мне такое кушанье, вкуснее которого нет на свете!
Слуга пошёл на рынок и купил язык. Попробовал его король и пришел в восторг от прекрасно приготовленного блюда.
Через некоторое время король вызвал к себе слугу и приказал доставить ему самое горшее из всех блюд, какие есть в мире. Слуга снова пошел на рынок и купил… язык.
— Я требовал, чтобы ты принес самое горшее блюдо, а ты снова принес язык, — рассердился король.
— Ваше величество! — сказал слуга. — На свете нет ничего приятнее умных слов и ничего горше дурных слов. Все дело в языке…
(Слайд)
Задание 3. Расставь по порядку от самого важного (1) до менее важного (8) умения и качества, влияющие на общение.
Умение слушать, доброжелательность, наблюдательность, владение интересной информацией, умение выражать своё мнение, умение понять другого человека, вежливость, настойчивость в доказательстве своей правоты.
- ___________________________________________________________________
- ___________________________________________________________________
- ___________________________________________________________________
- ___________________________________________________________________
- ___________________________________________________________________
- ___________________________________________________________________
- ___________________________________________________________________
- ___________________________________________________________________
(Слайд)
Правила общения
- Проявляйте искренний интерес к собеседнику
- Старайтесь открыто признавать достоинства других людей, хвалите их
- Будьте доброжелательны, приветливы, улыбайтесь
- Будьте хорошим слушателем
- Говорите о том, что интересно собеседнику
- Проявляйте уважение и терпимость (толерантность) к людям
- Постарайтесь искренно встать на место другого человека
- Не критикуйте человека при посторонних
V. Закрепление знаний.
Задание 1. Правильно назови слова, расставляя ударение.
Общение, речь, устная речь, письменная речь, речевое общение, неречевое общение, средства общения, культура общения.
Фронтальный опрос:
- Что такое «общение»?
- Какие бывают средства и виды общения?
- Чем отличается общение со сверстниками, старшими и младшими?
- Каковы правила общения?
Задание 6. Читая каждую вторую букву или знак препинания, вы узнаете высказывание Пифагора о поступках человека.
аситраотшувюикрркасспилтыввирдд, капчщецлмолв гешкзав — идтелябнлизя.
Ответ: _________________________________________________________________
Задание 7. Двигаясь от 1 до 23, вы сможете прочитать предложение.
д-4, т-7, а-5, е-9, о-11, ч-8, о-16, к-14, з-3, а-15, е-6, б-17, щ-18, с-1, в-12, е-13, л-10, о-2, е-19, с-20, т-21, в-22,о-23.
Ответ: _________________________________________________________________
VI. Обобщение и систематизация знаний.
VII. Подведение итогов. Рефлексия.
- Рефлексия.
- Оценивание работы учащихся. Выставление отметок.
- Домашнее задание. Выучить записи в тетради.
Скачать Презентацию к уроку можно здесь.
Скачать конспект урока можно здесь.
Скачать Рабочий лист к уроку можно здесь.