Рабочий материал ориентирован на использование учебника Л.Н. Боголюбова, Н.Ф. Виноградовой, Н.И. Горецкой и др. Обществознание. 5 класс учебн. для общеобр. учреждений – Просвещение, 2013.


Тема «Труд-основа жизни»

Тип урока: урок изучения нового.

Цели:

  1. дать представление о том, какую роль труд играет в жизни каждого человека; объяснить, почему труд оценивается по-разному; показать взаимосвязь между качеством работы и поощрением и наказанием работника; охарактеризовать виды труда; определить правила успешного труда; раскрыть значение понятий труд, товар, благотворительность;
  2. развитие умения анализировать, обобщать, делать выводы;
  3. форми­рование мотивации, направленной на активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни; заинтересо­ванности не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества;
  4. коррекция мышления на основе упражнений в анализе-синтезе.

Оборудование:  пакет с рабочим материалом; мультимедийная презентация.

Основные понятия: труд, качество, количество, товар, услуга, богатство, благотворительность.

Ход урока:

I. Орг. Момент.

Речевая и фонетическая разминка.

II. Мотивационно-целевой этап

Случилось это в Средние века. Монах, руководивший строительст­вом собора, решил посмотреть, как работают каменщики. Он подошел к первому и попросил его рассказать о своей работе.

— Я сижу перед каменной глыбой и работаю резцом. Скучная и нуд­ная работа, изнуряющая меня, — сказал тот со злобой.

Монах подошел ко второму каменщику и спросил его о том же.

— Я работаю по камню резцом и зарабатываю этим деньги. Теперь моя семья не будет голодать, — ответил мастер сдержанно.

— Монах увидел третьего каменщика и спросил о его работе.

— Со стороны кажется, что я режу камень. Но на самом деле я строю храм, который простоит тысячу лет. Я строю будущее, — улыбнувшись, ответил третий каменщик.

— О чем эта притча?

— Как вы ее понимаете?

— Как вы думаете, какое отношение она имеет к теме нашего урока?

(Ответы учеников)

— Как выстроить свою жизнь? На этот сложный вопрос вы не один раз будете искать ответы. Для определения главных и вто­ростепенных целей и задач человека психологи используют сле­дующий тест.

— Вам необходимо нарисовать дерево, корень которого обо­значает момент вашего рождения, ствол — всю вашу дальнейшую жизнь, ветви — те задачи, которые вам предстоит решать в течение жизни. В качестве вершины необходимо обозначить самое важное в вашей жизни.

— Откройте тетради и нарисуйте свое «дерево жизни».

(Проверка выполнения задания, подведение итогов.)

— Вы убедились, что ветвей на вашем дереве много, но самыми главными являются те, которые связаны с вашей трудовой дея­тельностью и семейным положением.

— Что вам известно о различных профессиях и ремеслах?

— Какие пословицы и поговорки, посвященные труду, богат­ству и бедности, вы знаете?

(Ответы учеников.)

— Тема нашего урока «Труд — основа жизни».

— Предположите, о чем пойдет речь на нашем уроке.

— Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить? (Ответы учеников.)

ПЛАН:

  1. Труд. Каким бывает труд.
  2. Что создаётся трудом.
  3. Как оценивается труд.
  4. Богатство и бедность.

III. Изучение нового.

  1. Труд. Каким бывает труд.

— Какие ассоциации возникают у вас при слове труд? (Работа со Схемой.) Слайд 3.

Запись определения в тетрадь (Слайд 4):

ТРУД – это деятельность, которая требует знаний и умений, у неё есть цель и результат.

— Человек трудится всю жизнь. Давайте убедимся в этом.

Иллюстрация 1. (Изображение грудного ребенка.)

— Объясните, почему, несмотря на свой малый возраст, ре­бенку приходится постоянно трудиться? В чем заключается его труд?

Иллюстрация 2. (Изображение ребенка-дошкольника.)

  • Как трудится в этом возрасте ребенок? Что он уже умеет делать?

Иллюстрация 3. (Изображение школьника.)

  • Как трудится в этом возрасте подросток? Что он умеет делать?

Иллюстрация 4. (Изображение юноши.)

  • Как трудятся в этом возрасте молодые люди?

Иллюстрация 5. (Изображение взрослого человека.)

  • Как трудятся люди в этом возрасте?

Иллюстрация 6. (Изображение пожилого человека.)

  • Трудятся ли пожилые люди? Как? (Ответы учеников.)

— Мы доказали с вами, что труд сопровождает нас всю жизнь. Если в какой-то момент своей жизни человек будет лениться, че­му-нибудь не научится, то всю оставшуюся жизнь ему придется это наверстывать.

Проблемный вопрос. Для чего трудится человек?

— Ответим на этот вопрос, используя прием «Добавь следую­щее».

(Ученики по очереди называют цели труда человека. По ходу составляется кластер.)

Слайд 5.

— Труд различается по содержанию и сложности.

Работая с текстом на с. 74 учебника, познакомьтесь с видами труда и дайте их характеристику. (Проверка выполнения задания.)

— Давайте проанализируем некоторые профессии, приведем примеры разного рода труда. Для этого поработаем с таблицей. (Учитель раздает карточки. На первой карточке — таблица с названиями профессий, на второй — антонимы, характеризующие тот или иной труд.)

— Подберите подходящую характеристику для каждой предложенной профессии и впишите в таблицу.

Игра «Угадай-ка».

— Угадайте, кому для выполнения своих профессиональных обязанностей нужны указанные предметы.

  • Шампунь, ножницы, фен, расческа;
  • градусник, скальпель, бинт, зеленка;
  • мел, указка, журнал, глобус;
  • кирпич, цемент, краска, мастерок;
  • диск, дисплей, мышь, модем;
  • краски, холст, кисти, мольберт;
  • трактор, комбайн, плуг, семена.

(Проверка выполнения задания.)

— Обратимся к рубрике «Картинная галерея» на с. 75 учебника.

— Каким трудом заняты герои картины?

— Какие обязанности они выполняют?

— Смог ли художник отразить отношение людей к труду?

— Всмотритесь в их лица: какие чувства испытывают труже­ники от процесса труда?

(Ответы учеников.)

— Исходя из тех выводов, которые мы сделали во время ра­боты с картиной, давайте выделим важные аспекты труда человека.

— К ним относятся:

  • мотивы труда;
  • социальная (общественная) значимость труда;
  • отношение людей к труду и его результатам;
  • взаимоотношения участников совместного труда.

 2. Что создается трудом

— Посмотрите на картинки (телевизор, мороженое, стол, велосипед, посуда, ремонт дома, ремонт автомобиля, строительство дома, доставка пиццы, стрижка в парикмахерской, лечение у доктора). Разделите их на две группы.

— У Вас получились две группы.

— Какой вопрос можно задать к картинкам из первой группы? (Ответ: ЧТО?)

— Какой вопрос можно задать к картинкам из второй группы? (Ответ: ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ?)

— Что обозначают слова, которые отвечают на вопрос ЧТО? (Ответ: предметы)

— Что обозначают слова, которые отвечают на вопросы  ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ? (Ответ: действие)

Слайды 15-16

 

Задание. Определите, что здесь товар или услуга? Слайд 17.

— Проверим, насколько хорошо вы усвоили пройденный материал. Заполните таблицу, используя следующие слова и словосочетания.

  1. Как оценивается труд

Слайд 19.

— Труд людей оценивается по количеству сделанного и  качеству сделанного.

— Люди научились определять величину вложенного труда и ценить не только сложность выполняемых трудовых операций, но и общественное значение результатов труда.

  1. Богатство и бедность

— Послушайте притчу.

Однажды Бедность и Богатство поспорили между собой, кто из них красивее. Они долго не могли разрешить этот вопрос самостоятельно, поэтому решили обратиться к первому встречному человеку.

— Пусть первый встретившийся нам мужчина разрешит наш спор, — решили они и отправились в путь.

Навстречу им шел мужчина средних лет. Он не сразу заметил, что к нему с двух сторон подскочили Бедность и Богатство.

— Только ты можешь разрешить наш спор! — затараторили они. — Скажи, кто из нас красивее!

— Вот беда! — подумал про себя мужчина. — Скажу, что Бедность красивее — Богатство обидится и уйдет от меня, а если скажу, что Богат­ство, тогда Бедность может разозлиться и напасть на меня. Что же делать?

Мужчина подумал немного и говорит им:

— Я так сразу не могу сказать, когда вы на месте стоите. Вы сначала немного пройдитесь по дороге туда-сюда, а я погляжу.

Стали Бедность и Богатство разгуливать по дороге. И так пройдут, и эдак. Каждому хочется выглядеть получше.

— Ну? — закричали они наконец в один голос. — Кто же из нас кра­сивее?

Мужчина улыбнулся им и ответил:

— Ты, Бедность, очень красива и обворожительна со спины, когда уходишь! А ты, Богатство, просто превосходно, когда поворачиваешься лицом и приходишь!

— О чем эта притча?

— Как вы поняли ее смысл?

— Как вы считаете, что такое богатство?

(Ответы учеников, составление схемы.)

Проблемный вопрос. Предположите, каким образом человек приобретает богатство.

(Ответы учеников, составление схемы.)

— В стремлении к богатству нет ничего предосудительного. Важно учитывать способы получения богатства и различать цели, на которые оно употребляется.

  1. Богатство обязывает

—   Запишите в тетрадях слово благотворительность и объясните, из каких двух слов оно состоит. (Проверка выполнения задания.)

Задание 1. Прочитайте текст «Богатство обязывает» и выполните задания 4 и 5.

Задание 2 . Выберите правильный ответ и запишите его.

Человек, покровительствующий какому-нибудь делу, начинанию, помогающий науке и искусству – это ….

  • магнат
  • бизнесмен
  • меценат
  • предприниматель

 Задание 3 . Заполните таблицу по тексту

IV. Обобщение.

V. Закрепление.

Задание 1. Правильно назови слова, расставляя ударение.

Труд, качество, количество, товар, услуга, богатство, благотворительность..

Задание 2. Дополните определение.

Фронтальный опрос:

  • Каким бывает труд?
  • Как можно оценить труд?
  • Что создаётся трудом?

VI. Итог урока.

  1. Рефлексия.

—   Наш урок подходит к концу. Давайте вернемся к тем во¬просам, которые мы ставили перед собой в начале урока. Ответили мы на них?

—   Нарисуйте лесенку из трех ступенек и отметьте галочкой, где вы находитесь:

  • если вы все поняли, то на верхней ступеньке;
  • если у вас остались вопросы, то на средней;
  • если вам ничего не понятно, то на нижней.

(Ученики выполняют задание.)

—   Поднимите руки те, кто отметил себя на нижней ступеньке. Кто на средней? А на верхней?

  1. Оценивание работы учащихся. Выставление отметок.
  2. Домашнее задание. Выучить записи в тетради.

Скачать презентацию к уроку можно здесь.

Скачать конспект урока можно здесь.